Характеристика образа Александра Адуева

Александр Адуев не захотел отставать от века. Он стал тем, кем был его дядя: деловым человеком, идущим “наравне с веком”, с возможностью в будущем блестящей карьеры. Мечтательный романтик стал дельцом. Такой процесс перерождения был типичным явлением для русской действительности 30-40-х годов. Духовный потомок Ленского, Александр Адуев, как и пушкинский герой, уходит в мир мечтаний, не знает жизни. Но Ленский был наделен Пушкиным чертами гражданственности, в нем жили “вольнолюбивые мечты”. Адуев же – представитель мелкого, пошлого,

безыдейного романтизма, распространенного в 40-е годы.
Под романтической настроенностью Александра скрывались черты эгоизма и самовлюбленности. Превратившись в дельца, чиновника-карьериста, Адуев становится человеком с узкими, ограниченными интересами и мещанским пониманием жизни. Александр в общем-то человек самый заурядный, и только ему самому кажется, что он личность необыкновенная, “с могучей душой”.
Жизнь в столице, влияние окружающей действительности в первую очередь, были главными причинами перерождения Адуева. Александр стал скептиком, разочаровался в жизни, любви, труде, творчестве.
В его
прежнем облике мечтательного романтика были и черты, свойственные юности, стремление “к высокому и прекрасному”. Эти качества Гончаров в своем герое не осуждал. “Есть пора в жизни человека, – писал Белинский, – когда грудь его полна тревоги. когда горячие желания с быстротою сменяют одно другое .когда человек любит весь мир, стремится ко всему и не в состоянии остановиться ни на чем; когда сердце человека порывисто бьется любовью к идеалу и гордым презрением к действительности, и юная душа, расправляя мощные крылья, радостно взвивается к светлому небу. Но эта пора юношеского энтузиазма есть необходимый момент в нравственном развитии человека, – и кто не мечтал, не порывался в юности к неопределен-иному идеалу фантастического совершенства, истины, блага и красоты, тот никогда не будет в состоянии понимать поэзию – не одну только создаваемую поэтами поэзию, но и поэзию жизни; вечно будет он влачиться низкою душою по грязи грубых потребностей тела и сухого, холодного эгоизма”.
Белинский но осуждал романтизма вообще. Он был ярым противником романтизма “без живой связи и живого отношения” к жизни. Находясь под влиянием эстетических взглядов Белинского, Гончаров в “Обыкновенной истории” показал, что человеку свойственны большие и чистые, высокие и прекрасные человеческие чувства, но показал и то, какие уродливые формы принимают они под влиянием крепостного права и барского воспитания. “Адуев, – писал Гончаров спустя 32 года, – кончил, как большая часть тогда: послушался практической мудрости дяди, принялся работать в службе, писал и в журналах (но уже не стихами) и, пережив эпоху юношеских волнений, достиг положительных благ, как большинство, занял в службе прочное положение и выгодно женился, словом обделал свои дела. В этом и заключается “Обыкновенная история”.
Гончаров на службе и в салоне Майковых встречался со многими видными представителями чиновного мира. Он хорошо знал людец типа Адуевых. Вот что пишет об этом в своих воспоминаниях А. В. Старчевский: “Героем для повести Гончарова послужил его покойный начальник Владимир Андреевич Солоницын и Андрей Парфенович Заблоцкий-Десятовский, брат которого Михаил Парфенович, бывший с нами в университете и знакомый Ивана Александровича, близко познакомил автора с этой личностью. Из двух героев, положительных и черствых, притом н


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Технические возможности пк.
Сейчас вы читаете: Характеристика образа Александра Адуева