Сюжетно-композиционные особенности комедии “Горе от ума”

Сюжетно-композиционные особенности. Своеобразие идейно­тематического содержания комедии определяет особенности ее по­строения. Очень точно об этом сказал в своем критическом этюде “Мильон терзаний” Гончаров: “Две комедии как будто вложены одна в другую: одна, так сказать, частная, мелкая, домашняя, между Чац­ким, Софьей, Молчалиным и Лизой: это интрига любви, вседневный мотив всех комедий. Когда первая прерывается, в промежутке являет­ся неожиданно другая, и действие завязывается снова, частная коме­дия разыгрывается в общую битву

и связывается в один узел”.
Для современников Грибоедова подобное построение было абсо­лютно непривычным, так как нарушало одно из основных сцениче­ских правил “трех единств” – единство действия, в соответствии с которым в пьесе должна была быть лишь одна сюжетная линия. Но, создавая реалистическое произведение, Грибоедов хотел пока­зать многообразие проявления человека и его отношений, а потому личная и общественная интрига сплетаются и создают подлинную жизненность представленных конфликтов (личного и общественно­го). Отвечая на упреки современных ему критиков в “отсутствии плана”, Грибоедов
говорил: “План прост и ясен по исполнению. Де­вушка, сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку”.
Первая из сюжетных линий основана на более традиционном любовном конфликте, в котором действуют Чацкий, Софья и Мол­чалин. Вторая – связана с социальным конфликтом, который от­ражает реальную общественную ситуацию той эпохи. В рамках это­го конфликта Чацкому как представителю прогрессивно мыслящей части дворянства противостоит вся система консервативного дво­рянского общества, отраженная в комедии в собирательном образе фамусовской Москвы. Включение в пьесу двух конфликтов и двух сюжетных линий поставило перед автором новые проблемы, связанные с композици­ей произведения. Вначале ведущей является любовная линия, с которой тесно переплетается линия общественной интриги. Пыта­ясь завоевать расположение Софьи, Чацкий неизменно сталкива­ется не только с непонятной ему холодностью девушки, но и со все­ми принятыми в фамусовском обществе нормами и порядками. Это столкновение и вызывает его гневные монологи, направленные против устоев консервативного общества.
Окончательное соединение этих двух линий происходит в сцене возникновения и распространения сплетни о сумасшествии Чацко­го, являющейся кульминацией в развитии обоих конфликтов. Но если любовная линия на этом может быть завершена, поскольку невозможность для Чацкого найти взаимность со стороны Софьи очевидна, то развитие общественного конфликта еще не закончено и теперь эта линия пьесы выходит на первый план, становясь осно­вой дальнейшего действия. В ее рамках сплетня о сумасшествии героя – это уже не попытка девушки отомстить незадачливому влюбленному; это реакция фамусовского общества на все поведе­ние, всю систему взглядов Чацкого, не укладывающуюся в обще­принятые рамки, что расценивается здесь как безумие.
Так Грибоедов выступил подлинным новатором в построении комедии. Его герои в личной сфере ведут себя так, как это бывает в жизни: они ошибаются, теряются в догадках и выбирают явно оши­бочный путь, хотя им самим это неведомо. В финале традиционной комедии классицизма порок всегда наказан, а добродетель торже­ствует. У Грибоедова финал открыт: если крах Чацкого в любви аб­солютно очевиден, то вопрос о том, можно ли назвать его изгнание из фамусовского общества победой над героем, остается открытым. Ведь если согласиться с правомерностью сопоставления Чацкого с декабристами, что делали еще современники Грибоедова – декаб­ристы, тогда остается признать, что спор таких героев, как Чацкий, со старыми устоями только начинается.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Знаменитые здания в россии на английском 5 класс.
Сейчас вы читаете: Сюжетно-композиционные особенности комедии “Горе от ума”