Бломов» вышел в свет в 1859 году, когда Россия стояла на пороге перемен в экономической и политической жизни, вызванных необходимостью отмены крепостного права. Автор по своим взглядам принадлежал к кругу либерально настроенных дворян, которые, с одной стороны, признавали необходимость перемен, а с другой — страшились утраты нравственных ценностей во время этого процесса. Раздумья о будущем Родины и новом герое литературы нашли отражение в романе в образе главного героя и его окружения.
Главный герой романа Илья Ильич Обломов впервые появляется перед нами «молодым человеком 32-35 лет от роду, приятной наружности, с темно серыми глазами, гулявшими беспечно по стенам, потолку». Если говорить обо всем действии романа, то впервые мы знакомимся с Илюшей, когда ему 7 лет («в главе «Сон Обломова»), а последние главы описывают события, происшедшие спустя 37 лет.
Илья Ильич происходит из богатого дворянского рода. Он умный, культурный человек, получивший хорошее образование, в юности он был полон прогрессивных идей», мечтал служить России. Когда он начинает службу, совершенно очевидно, что он стоит значительно выше своих петербургских знакомых — Волкова, Пенкина, Судьбинского.
Илья Ильич по характеру честен, добр, кроток. Его друг с детских лет Андрей Штольц говорит о главном герое: «Это — хрустальная, прозрачная душа».
Но эти черты характера дополняются такими качествами, как безволие и лень. Жизнь Обломова лишена стремления к изменениям, преобразованиям. Больше всего на свете он ценит покой, не имея сил и желания бороться, если можно жить и так. Как только судьба ставит перед ним проблему выбора, возникающую рано или поздно перед любым человеком, Обломов пасует перед жизненными проблемами и трудностями.
Для понимания эволюции главного героя романа центральное значение имеет «Сон Обломова» о его детстве, о деревне Обломовке, где и хозяева, и слуги жили в «сонном царстве», где «норма жизни была готова и преподана им родителями, а те приняли ее, тоже готовую, от дедушки, а дедушки от прадедушки, с заветом блюсти ее ценность и неприкосновенность».
И. А. Гончаров показывает нам постепенную деградацию своего героя, который медленно, но верно порывает связь сначала со службой, а потом и...

со всем внешним миром, с обществом. Халат, туфли, диван — основные радости жизни, даже чтение его утомляет, он погружается в полную умственную пассивность и апатию. Когда Штольц в который раз пытается пробудить в нем желание жить и трудиться, упрекает его за полный паралич ума и воли, Обломов отвечает другу: «Все знаю, все понимаю, но силы воли нет». Неудачной оказывается и попытка воскрешения героя через любовь к Ольге Ильинской. «Поэма любви» с ее страстями, взлетами и падениями показалась герою «претрудной школой жизни». Обломов пугается тех высоких свойств души, которыми он должен обладать, чтобы стать достойным любви Ольги. Гораздо больше устраивает его другой вариант любви. Свой идеал он находит на Выборгской стороне, в доме Агафьи Матвеевны Пшеницыной, которая ничего не требует от предмета своей любви, во всем потакая ему.
Гончаров, безусловно, осуждает лень, боязнь движения и жизни, неспособность к практической деятельности, подмену жизни расплывчатой мечтательностью в характере своего героя. Он даже сам хотел назвать роман «Обломовщиной» («Одно слово, — думал Илья Ильич, — а какое. ядовитое»). Автор видит и причины, породившие это явление, — условия русской поместной жизни позволяли помещику не заботиться о «хлебе насущном». В поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» помещик Оболт Обалдуев скажет об этом так: «Сословья благородные у нас труду не учатся».
Но роман и его образы не так однозначны. Осуждая Обломова, Гончаров все таки никак не может согласиться с мыслью, что путь Андрея Штольца, превратившегося в машину «из мускулов и костей», лучше и более подходит для России. В одном из разговоров Илья Ильич спрашивает друга: «Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?» Как тут не согласиться со словами Добролюбова, сказанными об этом герое: «Обломов не тупая, апатическая натура, без стремлений и чувств, а человек, тоже чего то ищущий в своей жизни, о чем то думающий. Но гнусная привычка получать удовлетворение исканий не от собственных усилий, а от других, — развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства».



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Загрузка...

Эволюция главного героя романа И. А. Гончарова «Обломов»