Обломовщина и штольцевщина как типы жизни
В романе «Обломов» Гончаров представил два типа жизни: жизнь — в движении и жизнь- в состоянии покоя, сна. Мне кажется, первый тип жизни характерен для людей энергичных и целеустремленных, а второй тип — для натур спокойных, ленивых, беспомощных перед жизненными трудностями. Конечно, автор, чтобы точнее изобразить эти два типа жизни, немного преувеличивает черты характера и поведения героев, но основные направления жизни указаны верно. Я считаю, что в каждом человеке живет и Обломов, и Штольц, но один из них всегда преобладает над другим.
Штольц же, напротив, вышел из семьи, принадлежащей к наиболее бойкому и «расторопному» классу. Отец его был управляющим богатого имения, мать — обедневшей дворянкой. Поэтому Штольц обладал большой практической смекалкой и трудолюбием, являвшимся следствием немецкого воспитания, а от матери он получил богатое духовное наследство: любовь к музыке, поэзии, литературе. Отец научил его, что в жизни главное — деньги, строгость и аккуратность. И Штольц не был бы сыном своего отца, если бы не достиг богатства и уважения в обществе. В отличие от русских людей, для немцев характерны чрезвычайная практичность и аккуратность, что постоянно проявляется в Штольце.
Так в самом начале жизни была заложена определенная программа: прозябание и сон — для Обломова, энергия и жизнедеятельность — для Штольца.
Основная часть жизни Обломова прошла на диване, в халате, в бездействии. Несомненно, автор осуждает такую жизнь. Жизнь Обломова можно сравнить с жизнью людей в раю. Он ничего не делает, все ему приносят на «блюдечке с голубой каемочкой», проблемы решать не хочет, видит чудесные сны. Его выводит из этого рая сначала Штольц, а потом Ольга. Но Обломов не выносит реальной жизни и погибает. Ведь такому человеку, как тепличному растению, нужны тепло, спокойствие, вкусная еда. Обломов в таких условиях живет привольно, а Штольц бы умер без движения. Штольц не может сидеть на месте. Он, как Фауст, постоянно путешествует. Всего, что он наметил, он достиг. Такие люди всегда находятся на руководящих должностях. Их жизнь идет как по маслу. Если Обломов живет больше душой, чувствами, то Штольц — рассудком, у него ум властвует над сердцем.
В жизни каждого человека в определенный период появляется любовь. И Обломов, и Штольц прошли проверку ею. Но Штольца любовь лишь слегка растревожила, а Обломова подтолкнула к пропасти. Для Ольги любовь — это дом, забота о других. А Обломов неспособен позаботиться даже о самом себе, не то что о других. В таких обстоятельствах ему необходима любовь не равноправная, а материнская, такая, как любовь Агафьи Пшени-цыной. Штольцу же нужна равная ему по взглядам и силе женщина. Этой женщиной была Ольга. Заметим, что сама Ольга мечтала о муже, который был бы выше ее по уму и душевным качествам. Именно своими душевными качествами привлек ее Обломов. Несмотря на то (или благодаря тому) что жизнь его — покой, он сохранил душевную красоту. Но Ольга, оказавшись перед выбором: практичность и ум Штольца или душа Обломова, — предпочла спокойствие. И в конце романа она почти раскаивается в своем выборе. Ей хочется чего-то большего, ей недостает Обломова.
Как ни странно, Обломова в обществе хотя и считают добродушным чудаком, но любят. В этом плане он очень похож на Пьера Безухова из «Войны и мира» Л. Толстого. А Штольца не любят, как и Андрея Болконского, — он слишком умный и проницательный. Для дела Штольц — прекрасный человек, но для светского общения он не подходит.
Итак, обломовщина как тип жизни неприемлема для уважающего себя человека. Мне кажется, родиться для того, чтобы спать, а потом умереть, — глупо. Штольцевщина тоже не подходит для настоящего человека. Во-первых, жизнь Штольца слишком «отлажена»: в ней все идет по плану и не происходит никаких неожиданностей и потрясений, характерных для жизни вообще. Во-вторых, там, где нет печалей, нет и радостей. Штольц не является цельной натурой. Мне кажется, что ни штольцевщина, ни обломовщина не могут сделать человека счастливым. Человеку нужно двигаться, но двигаться вверх, как мечтает Ольга, а не оставаться посередине, как Штольц, и уж ни в коем случае не опускаться вниз, как Обломов.