«Человек сам создан устраивать себя и даже менять свою природу» (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)
Вынесенные в заголовок сочинения слова, поражающие точностью и глубиной, были произнесены А. Штольцем в романе И. А. Гончарова «Обломов». Я считаю, что в них скрыт глубокий смысл, но они достаточно спорны.
Слова эти относятся не только к каждому из нас, но и к главному герою романа — Илье Ильичу Обломову. На мой взгляд, Гончаров создал уникального героя. Подобных ему я еще не встречала в русской литературе.
Илья Ильич Обломов, потомственный дворянин, молодой «человек среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но
Бесспорно, являясь одаренным от природы, богатством своей натуры Обломов пользуется весьма однобоко. Если провести параллель
Гончаров посылает своему слабовольному герою помощь, вполне естественную, ту, которукі и мы часто получаем от жизни, — помощь друзей и любовь к женщине.
Штольц, по мысли его создателя, должен воплотить в себе противоположность архаичному Обломову, должен стать образцом человека нового времени. Но, по словам А. П. Чехова, «Штольц не вну шает мне никакого доверия. Автор говорит, что он великолепный малый, а я ему не верю. Наполовину он сочинен, на три четверти — ходулен». Штольц неестественен, его жизнь подобна точному графику, и он методично следует этому графику, не предполагающему никаких, приятных или неприятных, неожиданностей. Даже описание его внешности не вызывает симпатии: «Он был весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет», то есть кость да мускул. цвет лица ровный, смугловатый, и никакого румянца». Так ли уж сам Гончаров был уверен в жизненности Штольца?
Вероятно, это была дань времени. Русскому человеку ближе совершенствование души через высокие чувства. В романе появляется Ольга. Она «в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня. Но если б обратить ее в статую, она была бы статуя грации и гармонии». Гончарова привлекает в Ольге отсутствие искусственности, именно живая красота. «В редкой девице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка. Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла».
Писатель дает героине фамилию — Ильинская, как бы подчеркивая притяжение героев, родство йх душ. Несомненно, Обломов ощущает себя чужим в той среде, к которой принадлежит по праву рождения, и он тяготится тем, что образ жизни его должен соответствовать общепринятому. Ольга же тоже чувствует себя чужой, но, в отличие от Ильи Ильича, она не жертва, в ней есть силы строить свою жизнь так, как она считает нужным. Обломов воспринял Ольгу как воплощение своих грез, своего идеала, но чувство к Ольге не смогло в корне изменить его жизнь. Любовь не спасает Обломова. Гончаров показывает двойственность чувства Обломова, что тоже подтверждает его принадлежность к миру дедов и прадедов: отвлеченная, возвышенная любовь к Ольге и вполне земная, мирская, барская- к Агафье Матвеевне Пшеницыной. В отношениях с Ольгой Обломов демонстрирует слабость своей натуры — Ольга практичнее, активнее.
Влияние Штольца и Ольги все же не прошло бесследно, Обломов смог увидеть красоту жизни. Илья Ильич переменился, начал активное существование. «Встает он в семь часов, читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. На нем появились даже краски, в глазах блеск, что — то вроде отваги или по крайней мере самоуверенности». Он испытал жизнь в полном смысле слова.
Но куда исчезли эти энергия, активность в конце романа? Неужели такая насыщенная жизнь не приносила ему удовольствия? Приносила. Но прежняя размеренная жизнь, осев на дно ранее, вновь оказалась на поверхности. Это произошло после расставания с Ольгой. Она дала ему стимул к жизни, но не смогла в полной мере истребить в нем черт «обломовщины».И никто не мог это сделать. Лишь только сам Илья Ильич был способен переустроить себя и поменять свою природу. Но вот в чем вопрос: хотел ли он этих перемен? Я думаю, что нет. Лежание на диване его вполне устраивало, и он не хотел ничего менять. Именно поэтому он опять вернулся в свой халат. «Обломовщина» снова дала о себе знать.
Чтобы поменять свою природу, нужны редкая воля, упорство и, главное, желание. Но всем этим Илья Ильич не обладал.
Итак, к какому же выводу приводит Гончаров своих читателей в конце романа? Ольга, вышедшая замуж за Штольца, разделяющая его взгляды и потому любящая его, не вполне счастлива. Штольцу, при всей правильности его взглядов и организованности его жизни, не хватает той сердечности, той доброты, которая так привлекала Ольгу в Обломове. И Штольц сам понимает это. Но может ли он последовать своим же словам? Наверное, не все в себе человек может изменить. Последовав своей природе, Обломов женится на Агафье Матвеевне, но и их счастье оказывается не вечным. Изменить себя и свою жизнь- похвальное стремление, но платой за правильность может стать личное счастье.