Роман «Обломов» был создан накануне крестьянской реформы, в 1859 году. Главная идея заключается в том, чтобы показать пагубное влияние крепостничества на жизнь крестьян и помещиков. Это самое влияние мы видим на примере одного помещика — Обломова. На протяжении всего романа мы прослеживаем тему рабства. Рабства не только крестьян, находящихся во владении своего барина, но и самого помещика, который является рабом своих рабов, ибо без них его существование обречено: сам он не может не только зарабатывать себе на жизнь, но и одеваться. Обломов
говорит своему слуге Захару: «Я ни разу не натянул себе чулок на ноги, как живу, слава Богу!» Это восклицание говорит о том, что Обломов и подобные ему люди не только не понимают, что неумение самим одеваться позорно для взрослых людей, но даже гордятся этим. Крепостничество позволяло помещикам не заботиться о «хлебе насущном», что, в результате, привело к бездействию и деградации. Но рабство бывает не только непосредственно физическое, но и духовное. Многовековое крепостное право привело к тому, что крестьяне, не знающие другой жизни, стали нравственными рабами своих помещиков. Они привыкли терпеть бесправие
и унижение. Таков, например, Захар. Вся его жизнь прошла рядом с Обломовым, за которым он ухаживал с младенчества. Захар не представлял себе другой жизни, ведь он крепостной, и барин может сделать с ним все, что захочет: наказать, продать, даже убить, и это не будет считаться преступлением. Сон Обломова — глава романа, выделенная особо, ведь она рассказывает о детстве Обломова, быте его семьи, ее нравственных условиях. В этом сне мы прослеживаем становление, а вернее сказать, деградацию Обломова. Обломовка стояла обособленно от других поселений. До ближайшего города было верст тридцать, поэтому жизнь обломовцев протекала умеренно: «Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют в нравах людей в том краю. » Эта обстановка прослеживается в быту как крестьян, так и их господ. К людям в Обломовке (так называли крепостных) относились, как к вещам. Тому пример — случай с галереей: у барского дома была ветхая галерея, по которой запрещалось ходить маленькому Обломову, так как она могла обвалиться в любой момент. Крепостные же ходили по ней довольно часто, ведь их жизнь ничего не стоит. Но рабство, может быть, еще более страшное, чем крепостное,- рабство, в котором началась жизнь Обломова. Он, любознательный и живой, как все дети, был вынужден вести несвойственный его возрасту образ жизни. Постоянная опека родителей, нянек и теток не дала ему возможности полноценно развиваться. Все попытки к самостоятельной деятельности опровергались доводами: «Зачем? Куда? А Васька, а Ванька, а Захарка на что?» Захочется ли ему чего-нибудь, и уже трое-четверо слуг спешат исполнить его пожелание. Все это привело к порабощению Обломова. Крепостное рабство является замкнутым кругом. С одной стороны, истинные рабы — крестьяне, выполняющие порой непосильную работу ради процветания и обогащения своих господ, с другой стороны — помещики, невольные нравственные рабы государственного строя, основанного на бесправном труде крестьян. Отсюда следует единственно правильный вывод: Обломов — раб свих рабов, больший раб, нежели они сами.