Художественное своеобразие поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Вы сами понимаете, что всякая фраза досталась мне
Обдумываньями, долгими соображеньями, что мне
Тяжелей расстаться с ней, чем другому писателю,
Которому ничего не стоит в одну минуту одно
Заме­нить другим.
Н. В. Гоголь
Мало кто из писателей обладал такой магией слова, как Гоголь. Заботу о языке он считал одной из важнейших задач художника. Гоголь всегда тонко и точно исполь­зует речь героев для их социальной и психологической характеристики. Белинский первым обратил внимание на то, что писатель «заставляет говорить своих

героев со­образно с их характерами».
Пример тому — Чичиков. В нем очень развита способность к маскировке, пере­воплощению. Чичиков мгновенно воспринимает словесную манеру собеседника и пе­ренимает ее, чтобы расположить к себе нужного человека. Как по-маниловски звучит его обращение к Маниловой: «Сударыня! (Рука прижата к сердцу). Здесь пребудет при­ятность времени, проведенного с вами! И, поверьте, не было бы для меня большего блаженства, как жить с вами, если не в одном доме, то, по крайней мере, в самом ближайшем соседстве».
«Мертвые души» вообще отличаются многоголосием. Язык каждого персонажа индивидуален:
Собакевича не спутаешь с Маниловым, а Ноздрева с Плюшкиным. При этом изображение повседневной жизни требовало, чтобы в поэме присутствовала раз­говорная речь, вытеснявшая книжный язык. Разговорно-бытовая речь поэмы вызва­ла неодобрение некоторых критиков, но как хорошо характеризует она ее персонажи! Вот Коробочка говорит выведенному из себя Чичикову: «Ах, какие ты забранки пригинаешь!» Или характеристика чиновничьей жизни: «.В губернию назначен был новый генерал-губернатор, событие, как известно, приводящее чиновников в тревож­ное состояние: пойдут переборки, распеканья, взбутетениванья и всякие должност­ные похлебки, которыми угощает начальник своих подчиненных!»Гоголь раскрепощает слово, открывает в нем множество оттенков. Вот несколько выражений из «Мертвых душ»: «Омедведила тебя жизнь», «Чтоб доказать тебе, что я не какой-нибудь скалдырник, я не возьму из них ничего.», «Из брички вылезла дев­ка с платком на голове, в телогрейке, и хватила кулаками в ворота».
В отличие от лаконичной, строгой прозы Пушкина, гоголевское произведение на­сыщено метафорами и сравнениями, чрезвычайно живописными и красочными. Вот как описывается женолюбие кучера Селифана: «Породистые, стройные девки, каких уже трудно теперь найти в больших деревнях, заставляли его по нескольким часам стоять вороной. Трудно было сказать, которая лучше: все белогрудые, белошейные, у всех лица репой, у всех глаза с поволокой, походка павлином и коса до пояса». А как метко сравнивает Гоголь собачий лай на околице села с симфоническим кон­цертом!
Изображение какого-нибудь предмета вызывает к жизни целую вереницу сравне­ний, уподоблений, развернутых метафор. Вот Чичиков подъезжает к дому Собакеви­ча: «Подъезжая к крыльцу, заметил он выглянувшие почти в одно время два лица: женское, в чепце, узкое, длинное, как огурец, и мужское, круглое, широкое, как мол­даванские тыквы, называемые горлянками, из которых делают на Руси балалайки.»
Гоголевская фраза отличается выразительностью и в то же время живописностью. Описывая одну из городских лавок, он сравнивает красное лицо лавочника с самова­ром, который стоял рядом с ним: «Издали можно было подумать, что на окне стояло два самовара, если б один самовар не был с черною как смоль бородою».
Излюбленным приемом Гоголя является контрастное соединение высокого, пате­тического с пошлой грязью жизни, с той реальностью, из которой никакая мечта вы­рваться не может.
Так, размышления Чичикова о птице-тройке грубым окриком прерывает скачу­щий навстречу фельдъегерь с усами в аршин. Мечта сталкивается с неприглядной действительностью.
Уже своим современникам писатель открылся как истинный волшебник слова. Он искал слова в гуще народной жизни и превращал их в емкую и мощную изобрази­тельную силу, способную раскрыть замысел автора и навсегда остаться в памяти оча­рованного читателя.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Художественное своеобразие поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»