Тема гражданского долга в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
Все развитие русской литературы, особенно литературы критического реализма, связано с именем Николая Васильевича Гоголя. Бесспорно то место, которое определил ему в свое время ВТ Белинский: «Гоголь — великий талант, гениальный поэт и первый писатель современной России». В своих произведениях он выступает как писатель-гражданин, страстно влюбленный в свою страну, свой народ, скорбящий о страданиях русских людей и произносящий приговор крепостнической России.
Пафос обличение дворянско-бюрократического общества, чиновничье-помещичьей
С самого начала «Мертвые души» были задуманы в общерусском, общенациональном масштабе. Гоголь признавался, что «вся Русь явится в нем». Но он не просто показал российскую действительность, а обнажил все ее пороки и изобразил эту действительность в резких, сатирических тонах.
Уже в первом томе «национальной поэмы-эпопеи» обнаруживается контраст между острой критикой дворянского общества, реалистической картиной его разложения, критикой
Свою задачу Гоголя — писателя и Гоголя-человека он также связывал с духовными преобразованиями в России. Очень рано, еще будучи учащимся гимназии, он начинает готовить себя к высокому гражданскому служению и решает посвятить свою жизнь борьбе за общественное благо.
Значительная часть лирических раздумий автора в поэме «Мертвые души» посвящена вопросу о судьбе и назначении писателя-сатирика. Гоголь активно борется за правдивую, высокоидейную художественную литературу. В начале седьмой главы он пишет о двух направлениях, сложившихся в отечественной словесности. К одному принадлежат писатели, которые не спускаются «с вершины своей к бедным и ничтожным своим собратьям» и создают «только возвеличенные образы». К другому относятся те писатели, которые «выставляют выпукло и ярко на всенародные очи» характеры обычные, повседневные, встречающиеся на «нашей земной, подчас горькой и скучной дороге». Сам Гоголь выбирает тернистый путь писателя российской действительности, пошлости и косности русского общества. Он убежден: что «автор должен сказать святую правду» своим читателям, как бы ни была она горька.
Тема гражданского долга звучит не только в высказываниях писателя, но и в определенной гражданской смелости, в той позиции, которую занимает автор, освещая общественные проблемы. «Повесть о капитане Копейкине» не только продолжает сквозную тему всей поэмы и показывает Россию мертвых душ, она как бы проливает свет на всю поэму, раздвигает пространственные рамки изображаемого, дает понять, что произвол, бездушие, насилие царят во всей стране. вызывая сопротивление и стихийный протест. Гражданская позиция Гоголя определена четко и просто: выход один — бунт. Эта же позиция писателя подтверждается и рассказом о происшествии, случившемся в селе Вшивая спесь, где крестьяне, доведенные до отчаяния притеснениями, снесли с лица земли земскую полицию и убили заседателя Дробя. Для Гоголя это убийство — акт справедливого возмездия.
Истинность, ценность гражданской позиции Гоголя в том, что он не только любит свою родину, но и ненавидит всех ее врагов: помещиков, царских чиновников, всех тех, кто держит Русь в крепостной и духовной кабале. «То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть», — писал в одном из стихотворений русский поэт К. А.Некрасов. А Гоголь свою святую любовь к родине «проповедовал враждебным словом отрицанья».