Внутреннюю примитивность своих героев Гоголь раскрывает при помощи особых художественных приемов. Строя портретные главы, Гоголь подбирает такие детали, которые показывают своеобразие каждого помещика. В результате образы помещиков ярко индивидуализированы и резко, выпукло очерчены. Применяя прием гиперболы, подчеркивая и заостряя важнейшие черты своих героев,. Гоголь усиливает типичность этих образов, сохраняя вместе с тем их жизненность и реальность.
Характеристику каждого помещика Гоголь начинает с описания обстановки, в которой тот живет. Пейзажные зарисовки, которыми начинается это описание, даны так, что уже в них раскрываются основные черты характера того или иного героя поэмы. Так, внешний вид усадьбы Манилова подчеркивает и непрактичность ее хозяина, и его сентиментальную мечтательность, и внутреннюю пустоту человека «ни то ни се»: «дом, построенный на юру», «храм уединенного размышления», «скучно-синеватый цвет соснового леса». Для усиления впечатления чего-то скучного, неясного, неопределенного привлекается и погода: «Даже самая погода весьма кстати прислужилась: день был Н? то ясный, не то мрачный, а какого-то светло-серого цвета».
Унылый пейзаж, данный в серых тонах, дополняется описанием обстановки в доме, в которой «чего-нибудь вечно недоставало». Все это красноречиво характеризует владельца поместья человека, от которого, если скоро не отойдешь, «почувствуете скуку смертельную».
После описания усадьбы и дома Гоголь переходит к авторской характеристике его владельца.
Внешность героя дается так, что позволяет читателю проникнуть в его внутренний мир, легко отгадать основные черты характера. Так, в Манилове подчеркнуты «глаза сладкие, как сахар», слащавость, доходящая до приторности, прищуривание и зажмуривание глаз от удовольствия.
От описания Гоголь переходит к показу героя в действии Встреча Маниловым Чичикова, состязание в любезности перед дверью в гостиную, разговор о городских чиновниках, угощение обедом — все это полнее знакомит читателя с Маниловым.
Центральным моментом в характеристике героя является его отношение к предложению Чичикова продать мертвые души.
Поведение Манилова в сцене продажи мертвых душ красноречиво говорит и о его бесхозяйственности и о желании угодить приятному гостю, о непрактичности и о полной растерянности: он не только отдает мертвые души безвозмездно, но и расходы по совершению купчей берет на себя.
Но наибольшую выразительность и своеобразие каждому герою придает его речь, которая выбором слов, построением и интонациями вскрывает особенности его мышления, его характер и взгляды.
Слащавость Манилова проявляется и в его лексике («уж такое, право, доставили наслаждение майский день, именины сердца»; «препочтеннейший и прелюбезнейший человек» и т. п.), и в строении им фразы («Позвольте вам этого не позволить.»; «Тогда чувствуешь какое-то, в некотором роде, духовное наслаждение. Вот как, например, теперь, когда случай мне доставил счастие, можно сказать образцовое, говорить с вами и наслаждаться приятным вашим разговором»).
Стремление к красивой фразе вызывает в Манилове или «паренье этакое» мысли, что он даже не может выразить ее, или приводит его к высокопарным выражениям: «Но позвольте доложить, не будет ли это предприятие, или чтоб...

еще более, так сказать выразиться, негоция, так не будет ли эта негоция несоответствующею гражданским постановлениям и дальнейшим видам России»
Те же приемы применяет Гоголь для характеристики и остальных помещиков.
Усадьба, обстановка дома, внешность героя, его манеры и речь, манера угощенья Чичикова, отношение к продаже мертвых душ — все это разное у Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина и все подбором деталей и речевым своеобразием подчеркивает основные черты характера каждого.
Каждый из помещиков своеобразен, не похож на других. Однако все они — помещики-крепостники, а потому в них есть и общие, классовые черты, порожденные феодально-крепостническим строем. Эти черты следующие:
1) паразитизм, жизнь за счет крепостного крестьянства;
2) низменные животные интересы, отсутствие каких-либо высоких идейных побуждений; пошлость, притупление всех человеческих чувств, грубый эгоизм;
3) отсутствие общественно полезной деятельности. Все они — «мертвые души».
Так смотрел на них сам Гоголь. «Будьте не мертвые, а живые души»,- писал он помещикам-дворянам. Так расценивал их и Герцен, занесший в дневник такие свои мысли: «Мертвые души»? Это заглавие само носит в себе что-то наводящее ужас. И иначе он не мог назвать; не ревизские мертвые души, а все эти Ноздревы, Маниловы и все прочие — вот мертвые души, и мы их встречаем на каждом шагу».
Центральное место в первом томе занимают пять «портретных» глав (со второй по шестую). Эти главы, построенные по одинаковому плану, показывают, как на почве крепостничества складывались разные типы крепостников и как крепостное право в 20-30-х годах XIX века, в связи с ростом капиталистических сил, приводило помещичий класс к экономическому и моральному упадку. Гоголь дает эти главы в определенном порядке. Бесхозяйственного помещика Манилова (II глава) сменяет мелочная скопидомка Коробочка (III глава), безалаберного прожигателя жизни Ноздрева (IV глава) — прижимистый Собакевич (V глава). Завершает эту галерею помещиков Плюшкин — скряга, доведший свое имение и крестьян до полного разорения.
Картина экономического распада барщинного натурального хозяйства в имениях Манилова, Ноздрева и Плюшкина нарисована живо и жизненно убедительно. Но и кажущиеся крепкими хозяйства Коробочки и Собакевича в действительности нежизнеспособны, поскольку такие формы ведения хозяйства уже отживали свой век.
С еще большей выразительностью в «портретных» главах дана картина морального упадка помещичьего класса. От праздного мечтателя, живущего в мире своих грез, Манилова к «дубинноголовой» Коробочке, от нее — к бесшабашному моту, вралю и шулеру Ноздреву, далее — к оскотинившемуся кулаку Собакевичу и, наконец, к утратившему все моральные качества — «прорехе на человечестве» — Плюшкину ведет нас Гоголь, показывая все большее моральное падение и разложение представителей помещичьего мира.
Так поэма превращается в гениальное обличение крепостничества как такого социально-экономического строя, который закономерно порождает культурную и экономическую отсталость страны, морально разлагает тот класс, который являлся в то время вершителем судеб государства. Эта идейная направленность поэмы раскрывается прежде всего в системе ее образов.



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Загрузка...

Лицо помещиков