Общее неумытое лицо помещиков в поэме Гоголя «Мертвые души»

Вся галерея образов, данная в первом томе «Мертвых душ», убедительно раскрывает внутреннее убожество и косный, затхлый быт крепостников — душевладельцев. Герои Гоголя — не Онегины и Печорины, а то поместное дворянство, которое представлено на балу у Лариных.
Внутреннюю примитивность своих героев Гоголь раскрывает при помощи особых художественных приемов. Строя портретные главы, Гоголь подбирает такие детали, которые показывают своеобразие каждого помещика. В результате образы помещиков ярко индивидуализированы и резко, выпукло

очерчены. Применяя прием гиперболы, подчеркивая и заостряя важнейшие черты своих героев,. Гоголь усиливает типичность этих образов, сохраняя вместе с тем их жизненность и реальность.
Характеристику каждого помещика Гоголь начинает с описания обстановки, в которой тот живет. Пейзажные зарисовки, которыми начинается это описание, даны так, что уже в них раскрываются основные черты характера того или иного героя поэмы. Так, внешний вид усадьбы Манилова подчеркивает и непрактичность ее хозяина, и его сентиментальную мечтательность, и внутреннюю пустоту человека «ни то ни се»: «дом, построенный на юру», «храм
уединенного размышления», «скучно-синеватый цвет соснового леса». Для усиления впечатления чего-то скучного, неясного, неопределенного привлекается и погода: «Даже самая погода весьма кстати прислужилась: день был Н? то ясный, не то мрачный, а какого-то светло-серого цвета».
Унылый пейзаж, данный в серых тонах, дополняется описанием обстановки в доме, в которой «чего-нибудь вечно недоставало». Все это красноречиво характеризует владельца поместья человека, от которого, если скоро не отойдешь, «почувствуете скуку смертельную».
После описания усадьбы и дома Гоголь переходит к авторской характеристике его владельца.
Внешность героя дается так, что позволяет читателю проникнуть в его внутренний мир, легко отгадать основные черты характера. Так, в Манилове подчеркнуты «глаза сладкие, как сахар», слащавость, доходящая до приторности, прищуривание и зажмуривание глаз от удовольствия.
От описания Гоголь переходит к показу героя в действии Встреча Маниловым Чичикова, состязание в любезности перед дверью в гостиную, разговор о городских чиновниках, угощение обедом — все это полнее знакомит читателя с Маниловым.
Центральным моментом в характеристике героя является его отношение к предложению Чичикова продать мертвые души.
Поведение Манилова в сцене продажи мертвых душ красноречиво говорит и о его бесхозяйственности и о желании угодить приятному гостю, о непрактичности и о полной растерянности: он не только отдает мертвые души безвозмездно, но и расходы по совершению купчей берет на себя.
Но наибольшую выразительность и своеобразие каждому герою придает его речь, которая выбором слов, построением и интонациями вскрывает особенности его мышления, его характер и взгляды.
Слащавость Манилова проявляется и в его лексике («уж такое, право, доставили наслаждение майский день, именины сердца»; «препочтеннейший и прелюбезнейший человек» и т. п.), и в строении им фразы («Позвольте вам этого не позволить.»; «Тогда чувствуешь какое-то, в некотором роде, духовное наслаждение. Вот как, например, теперь, когда случай мне доставил счастие, можно сказать образцовое, говорить с вами и наслаждаться приятным вашим разговором»).
Стремление к красивой фразе вызывает в Манилове или «паренье этакое» мысли, что он даже не может выразить ее, или приводит его к высокопарным выражениям: «Но позвольте доложить, не будет ли это предприятие, или чтоб еще более, так сказать выразиться, негоция, так не будет ли эта негоция несоответствующею гражданским постановлениям и дальнейшим видам России»
Те же приемы применяет Гоголь для характеристики и остальных помещиков.
Усадьба, обстановка дома, внешность героя, его манеры и речь, манера угощенья Чичикова, отношение к продаже мертвых душ — все это разное у Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина и все подбором деталей и речевым своеобразием подчеркивает основные черты характера каждого.
Каждый из помещиков своеобразен, не похож на других. Однако все они — помещики-крепостники, а потому в них есть и общие, классовые черты, порожденные феодально-крепостническим строем. Эти черты следующие:
1) паразитизм, жизнь за счет крепостного крестьянства;
2) низменные животные интересы, отсутствие каких-либо высоких идейных побуждений; пошлость, притупление всех человеческих чувств, грубый эгоизм;
3) отсутствие общественно полезной деятельности. Все они — «мертвые души».
Так смотрел на них сам Гоголь. «Будьте не мертвые, а живые души»,- писал он помещикам-дворянам. Так расценивал их и Герцен, занесший в дневник такие свои мысли: «Мертвые души»? Это заглавие само носит в себе что-то наводящее ужас. И иначе он не мог назвать; не ревизские мертвые души, а все эти Ноздревы, Маниловы и все прочие — вот мертвые души, и мы их встречаем на каждом шагу».

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Общее неумытое лицо помещиков в поэме Гоголя «Мертвые души»