Материал для изучения повести Гоголя «Тарас Бульба»

Гоголевский текст содержит в себе поистине неисчерпаемые возможности, и, прочитанная каждый раз заново, повесть еще долго будет открывать все новые и новые пласты, давая учителю возможность работать творчески, будить у читателей живой интерес к произведению, развивать их в умственном, нравственном и эстетическом отношении. В центре внимания неизбежно окажутся прежде всего Тарас, Остап и Андрий — главные герои повести. В основе анализа должно лежать стремление до конца попять мотивы поведения героев, их характеры, внутренний мир. Андрия

все должны увидеть со всем дурным и хорошим, что показал нам в нем автор. Мало осудить Андрия — надо раскрыть истоки его поступков. При рассмотрении характера Остапа следует избежать опасности обеднить его, раскрыть слишком прямолинейно.
Для того чтобы суждения об Остапе и Андрий были глубокими и непредвзятыми, в основу анализа должна быть положена не логическая сравнительная характеристика обоих братьев, последовательная, сопровождаемая пристальным вчитыванием в текст сопоставление жизненного пути и пути формирования характеров героев, вызывающее глубокие нравственные раздумья.
Какова последовательность
анализа? При изучении первых глав наблюдение за формированием натур Остапа и Андрия ведется параллельно — так, как это дано у Гоголя. Далее в анализе (как и у Гоголя) судьбы каждого из героев обособляются. Рассматривая жизненные пути обоих братьев, все решают вопрос о том, почему Андрий стал предателем и как Остап пришел к подвигу. Изучение образа Остапа естественно подводит читателей к широкому рассмотрению темы подвига, темы героического служения Родине (тут пойдет речь и о гибели Тараса, и о подвигах казаков в битве под Дубно). Урок, посвященный героизму Тараса, носит итоговый, завершающий характер, обобщая наблюдения, сделанные в процессе всей работы над текстом.
Повесть сравнительно велика по объему, поэтому необходимо позаботиться о разнообразии приемов анализа, поддерживающих интерес к произведению, развивающих их творческую активность. Это викторина, проверяющая знание текста, инсценирование, «кинопрочтение», разного рода пересказы, сопоставления, постановка вопросов к тексту, использование иллюстраций и т. д.
Невольные своим положением, крестьяне убегали на юг, в степи. На островах Днепра они построили небольшое укрепление и назвали его Запорожской Сечью, а себя — запорожскими казаками (вольными людьми). Казаки объединились в курени (войсковые части) и выбирали себе куренного атамана. Все дела Сечи решались собранием (радой). В Запорожскую Сечь часто убегали и русские крепостные. Здесь росла и крепла дружба двух братских народов, закалялись отважные воины, проявлялось подлинное товарищество, основанное на равенстве, а также на уважении к старейшим и умнейшим.
В мирное время казаки уходили в «луга и пашни», на днепровские перевозы, занимались кузнечным,, слесарным, торговым делом, ловили рыбу, сапожничали. Но стоило зазвучать боевому кличу — казаки садились на коней и с оружием в руках были готовы отразить нападение врага. Все это нашло свое отражение в исторических сочинениях, летописях, народных песнях, преданиях, с которыми Гоголь знакомился с большим интересом. Овеянная славой, вставала перед ними живая, яркая история народа, а воображение рисовало битвы, вольные и дикие степи, могучие характеры, крепкие натуры.
Именно в таких условиях, пишет Гоголь, русский характер и получил «могучий широкий размах, дюжую наружность», представляя собой «необыкновенное явление русской силы, вышибленное из народной груди огнивом бед». Для воссоздания эмоционального облика изображенной Гоголем эпохи можно обратиться к известной картине И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Ни одну из своих картин Репин не любил так, как «Запорожцев.,.». Художник восхищался образами запорожских казаков. «Недаром про них Гоголь писал,- говорил он.- Все это правда!. Никто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства! Во всю жизнь Запорожье осталось свободно, никому не подчинилось». Художник работал над картиной более тринадцати лет. В основе сюжета картины лежит подлинное историческое событие. В 1676 году турецкий султан Махмуд V прислал запорожцам «грозную грамоту», в которой приказывал им добровольно и без сопротивления сдаться. Запорожцы не остались в долгу. Они отправили султану озорной ответ. Репин изображает запорожцев в момент, когда они, сгрудившись у грубо сколоченного стола, сочиняют свое знаменитое письмо. Один за другим отпускают запорожцы острые и язвительные замечания но адресу султана, смеются над каждым метким, удачно найденным словом, смеются над своим кичливым врагом, над самой мыслью о возможности их порабощения. Таково в общем содержание картины Репина, раскрывающееся в необыкновенном богатстве изображенных на полотне человеческих характеров.
В центре картины — умный и проницательный атаман Иван Серко, легендарный герой, о котором сохранилось много народных преданий. Он смеется сдержанно, внимательно вглядываясь в лица товарищей, радуясь их твердому духу и безграничному веселью. В выражении его лица, в свободной и динамичной позе ощущается достоинство, уверенность в себе, сила и человечность. Весь его облик исполнен обаяния. Возле него — писарь, который явно испытывает чувство удовольствия, вставляя в письмо очередное словцо. На его умном, ироничном лице тонкая язвительная усмешка.
Обращает на себя внимание могучий казак в красном жупане и белой папахе, раскатистым хохотом отвечающий па шутку товарища.
Топким, почти беззвучным смехом смеется худенький старичок с седым оселедцем1. А рядом с ним звонко хохочет молодой красавец, лихо запустивший за ухо свой роскошный ус и одетый в цветистые зеленые одежды — трофеи какого-нибудь восточного похода.
Широта цветной палитры как бы оттеняет разнообразие, разноликость характеров казаков, свободно и естественно группирующихся в картине. При всем психологическом разнообразии индивидуальностей казаки у Репина охвачены единым настроением, единым общим порывом мощного безудержного веселья, исполненного несокрушимой веры в свои силы. Богатырский хохот волнами перекатывается по казачьему кругу, как бы озвучивая картину.
Овальное построение вытянутой в длину композиции со стоящими по краям фигурами и вертикалями пик подчеркивает монументальную цельность картины. Жесты, разнообразие одежды и снаряжения казаков помогают яснее ощутить могучую силу запорожцев. Ощущение силы возникает еще и потому, что центральная группа дана не изолированно, а на фоне остального запорожского войска, закрывающего собой весь горизонт.
С необычайной живописной щедростью создает Репин «хоровую» (по образному выражению В. В. Стасова) картину, исполненную глубокого оптимизма и веры в свободолюбие и несокрушимые силы народа. Запорожцы Репина сродни эпически величавым, романтически ярким героям повести Гоголя. Репину так же, как и Гоголю, Запорожская Сечь рисовалась вольной казачьей республикой, порождавшей людей даровитых и мощных духом.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Материал для изучения повести Гоголя «Тарас Бульба»