Смешное в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Глупость, коварство, злость, преступление вовсе не смешны сами по себе; смешно глупое коварство, попавшееся в собственные сети, смешна злобная глупость, обманувшая сама себя и никому не причинившая задуманного зла.
В. Ключевский
В истории драматургии «Недоросль» — это первая русская комедия с ярко выраженным общественно-политическим содержанием. Фонвизин во многом явился предшественником Гоголя, Грибоедова, Островского. Высоко оценил комедию «Недоросль» Пушкин, считая ее «единственным памятником народной сатиры».
Комическое основано на нелепости, несоответствии, а таких несоответствий в комедии — бессчетное количество.
Смешна и госпожа Простакова, то бранящаяся, как базарная торговка, то лицемерно лебезящая перед Староду-мом. Смешон Скотинин, убеждающий, что среди свиней он выглядит умнее.
Однако смех, которым мы смеемся над всеми персонажами, не беззаботен. Постоянно ощущаешь на губах какую-то горчинку: то ли жалость, то ли брезгливость, то ли трагичность.
Д. не могут быть просто смешными или комичными, поскольку приносят горе и страдания многим окружающим.
Но в бессмертной комедии Фонвизина есть комизм и более глубокий. Ведь Простакова становится смешной не тогда, когда она откровенно груба и жестока, а когда она прикидывается доброй. Забавно невежество, претендующее на образованность, жадность, которую хотят выдать за великодушие.
Пороки отрицательных персонажей комедии неприкрыты и откровенны. Их уверенность в своей правоте, с одной стороны, страшна и трагична, но с другой — достаточно смешна, ведь второй конец этой палки бьет непосредственно по ним самим, а они этого не замечают. Всевластие и деспотизм, ограниченность и дикость делают людей невосприимчивыми к чужой критике и неспособными критично оценивать собственное поведение.
Использование средств живого народного языка делает образы комедии еще более яркими и живописными. У каждого из действующих лиц комедии свой лексикон, свои интонации, что также максимально позволяет отобразить комичность героев. Незабываемы фразы: «Да отвяжись, матушка, как навязалась», «Изволь посмотреть, батюшка, как он глазки-то вытаращил, и ты свои изволь так же вытаращить», «с утра до вечера, как за язык подвешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится».
Не зря Пушкин называл Фонвизина «сатиры смелый властелин». Ведь секрет бессмертия комедии «Недоросль» — в сокрушительном, гневно-сатирическом смехе, который сыграл большую созидательную роль в дальнейшем развитии русской литературы.