Тип лентяя Митрофанушки у Фонвизина

Вот, к примеру, какие “вопросы” и “ответы” были включены во “Всеобщую придворную грамматику”:
Действие происходит в имении Простаковых. Животной ярости помещицы боятся не только слуги (“Ах, она бестия! Лежит! Как будто, благородная!”), но и супруг, давно отказавшийся от собственного мнения (“При твоих глазах мои ничего не видят”). Еще более жесток и “своенравен” “братец” госпожи Простаковой Тарас Скотинин. У него “всякая вина виновата”. Не случайно даже “злая фурия” Простакова хочет поучиться у Скотинина тому,. как надо “сдирать” с крестьян после того, когда у них все отобрали. Атмосфера помещичьего паразитизма, насилия сформировала, как показывает Фонвизин, характер дворянского “недоросля” Митрофанушки. Он груб, неотесан, невежествен, ленив, бессердечен. Даже матери своей в трудную для нее минуту Митрофанушка цинично бросает: “Да отвяжись, матушка, как навязалась.” Таковы “злонравия достойные плоды”. Эти слова Стародума, олицетворяющего взгляды передового дворянства, воспринимаются в широком аспекте. Фонвизин раскрыл не только изъяны воспитания, но и неприглядность всей системы общественного правления, основанной на лихоимстве помещиков, социальном неравенстве, попрании свободы, принципов гражданственности. В этом политическая острота и актуальность комедии, что, в свою

очередь, определило новаторские особенности ее стиля и жанра.
Вопрос. Что есть придворная ложь?
Литературный процесс последней трети XVIII в. нельзя ограничить только линией просветительского реализма, который не обладал строгой однородностью. Более определенным по своей идейно-стилевой окраске и, пожалуй, более воинствующим по отношению к классицизму можно считать сентиментализм – литературное направление второй половины XVIII в.
Сентиментализм возникает в связи с разложением абсолютистских режимов в Западной Европе и выходом буржуазии на арену активной политической борьбы. В России сентиментализм развивается на основе дворянской оппозиции и дворянского просветительства. Крупнейшими представителями сентиментализма в Англии были Ричардсон, Стерн, во Франции – Руссо, в Германии – молодой Гете, в России – Н. М. Карамзин, И. И. Дмитриев, Ю. А. Нелединский-Мелецкий, И. М. Долгорукий. С поэтикой сентиментализма частично был связан А. Н. Радищев.
Ответ. Значит говорить и писать такую ложь, которая была бы знатным приятна, а льстецу полезна.
Видное место в литературе последней трети XVIII в. занимает Фонвизин (1745-1792). Исходной позицией его просветительство. Фонвизин критически относился к самовластию, осуждал развращенность придворных, злонравие помещиков, отстаивал в людях благородство, приверженность к просвещению. Эти идеи он выразил в стихотворной сатире (“Послание к слугам моим, Шумилову, Ваньке и Петрушке”, 1762-1763), в комедиях (“Бригадир”, 1.766-1769; “Недоросль”, 1782), в публицистических статьях остросатирического содержания (“Опыт Российского сословника”, 1783; “Всеобщая придворная грамматика”, 1783). Публицистические выпады Фонвизина против Екатерины II отличались смелостью, остроумием, политической злободневностью.
Ответ. Есть выражение души подлой перед душою надменной.
Вопрос. Что значит хитро льстить?
“Недоросль” первая в русской литературе социально-политическая (“общественная”, по характеристике Н. В. Гоголя) комедия обличительного содержания с ярко выраженными признаками реализма. “Сатиры смелый властелин”, “друг свободы”- так оценил достоинства Фонвизина-писателя Пушкин в романе “Евгений Онегин”. Такое направление деятельности Фонвизина не могло устраивать его политических противников, в первую очередь Екатерину II, которая безуспешно выступала “оппонентом” Фонвизина в журналистике. В 1783 г. последовал “высочайший” запрет на публикацию его сочинений. Даже перевод римского историка Тацита, задуманный Фонвизиным в 1790 г., не был разрешен к печати.
Вопрос. Что есть Придворная Грамматика?
Ответ. Придворная грамматика есть наука хитро. льстить языком и пером.
Но демократическое движение в России разрасталось. Об этом свидетельствует выступление А. Н. Радищева, который своей книгой “Путешествие из Петербурга в Москву” (1790) оказал исключительно большое влияние на развитие освободительной борьбы в России.
Большое значение для развития литературы, театра имели пьесы Фонвизина, в особенности комедия “Недоросль”. Это пьеса о дворянском злонравии, о порочности крепостных отношений, которые, закабаляя народ нравственно, уродуют самих рабовладельцев. Написанная в основном по “правилам” классицизма (единство места, времени и действия, деление героев на “отрицательных” и “положительных”), пьеса переросла рамки традиционного канона. Реалистический способ изображения жизни оказался в ней преобладающим (характеры Простаковой, Митрофанушки, сцены крепостного быта).




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Stylistics subject.
Сейчас вы читаете: Тип лентяя Митрофанушки у Фонвизина