Нравы русского дворянства в комедии Фонвизина “Бригадир”

В комедии “Бригадир” представлена широкая картина нравов русского дворянства. Автор глубоко озабочен падением общественного престижа этого сословия, его невежеством, отсутствием гражданских, патриотических чувств. Уже в перечне действующих лиц Фонвизин указывает на служебное положение своих героев, давая тем самым понять, что перед нами лица, облеченные общественными полномочиями. Таков, прежде всего Советник, прослуживший большую часть своей жизни в суде, беззастенчиво бравший взятки с правого и виноватого. На вырученные таким образом деньги он купил имение, а после Сенатского указа 1762 г. о наказании взяточников заблаговременно вышел в отставку. За долгие годы службы он прошел хорошую школу крючкотворства и научился, по его же собственным словам, маноров на двадцать один указ толковать. Советник прекрасно понимает, что он не исключение в чиновничьем мире.
На этом основании у него сложилась своеобразная жизненная философия, оправдывающая взяточничество как вполне нормальное и даже естественное явление. “А я так всегда говорил,- признается он,- что взятки и запрещать невозможно, Как решить дело даром, за одно свое жалованье?. Это против натуры человеческой”. Советник не только взяточник, но и ханжа, прикрывающий свои грязные дела постоянными ссылками на Священное писание. Религиозное ханжество и служебное лицемерие легко уживаются

в его характере и как бы дополняют друг друга.
Рядом с Советником выведен еще один “служилый” дворянин – Бригадир, грубый, невежественный человек. Бригадирский чин, следующий за полковничьим, достался ему нелегко. Будучи о себе высокого мнения, Бригадир требует от окружающих беспрекословного повиновения. Жена хорошо помнит его кулачные расправы, а сыну в минуту раздражения он угрожает “влепить” “в спину сотни две русских палок”. Легко догадаться, как ведет себя Бригадир со своими подчиненными на службе.
Жена Бригадира – Бригадирша – задумана Фонвизином как более сложный образ. Доминирующей чертой ее характера драматург сделал глупость. Она действительно очень ограниченна, не понимает самых простых вещей, не относящихся к хозяйственной, домашней жизни. Она скупа. Нелегкая кочевая жизнь с мужем, на-V чавшим свою карьеру с низших чинов, приучила ее с бережливости, доходящей до скопидомства. По словам сына, она готова за копейку вытерпеть “горячку с пятнами”. Это предшественница будущей гоголевской Коробочки, а ее муж – грибоедовского Скалозуба. Но вместе с тем Бригадирша простодушна, незлобива, терпелива и только изредка, когда ей приходится особенно трудно, жалуется на нелегкую жизнь с грубым, вспыльчивым Бригадиром, срывающим на ней все свои служебные неприятности. В ней есть что-то от простой русской женщины-крестьянки, обреченной на горькую жизнь с деспотом-мужем.
Галерею отрицательных персонажей завершают образы галломанов: Ивана, сына Бригадира и Бригадирши, и Советницы. Фонвизин применяет здесь прием удвоения отрицательных персонажей, которым впоследствии будет широко пользоваться, в своих комедиях Гоголь. Пренебрежение ко всему русскому, отечественному носит у Ивана откровенный и даже вызывающий характер. Он бравирует своим французолюбием. “Тело мое,- заявляет он,- родился в России. однако дух мой принадлежал короне французской”. Советница восхищается Иваном, его рассказами о Франции. Она щеголиха и каждое утро по три часа проводит у туалета за промериванием модных чепцов.
Злонравным образам противопоставлены положительные герои: Софья, дочь Советника от первого брака, и ее “любовник” – Добролюбов. Фамилия героя говорит сама за себя; что касается героини, то Софья, в переводе с греческого языка, означает “мудрость”. С легкой руки Фонвизина это имя надолго закрепится за главными героинями русских комедий вплоть до “Горя от ума” Грибоедова. Автор наделяет Софью и Добролюбова умом, правильными взглядами па жизнь, постоянством в любви. Оба они хорошо видят недостатки окружающих их людей и часто делают в их адрес иронические замечания.
Советник не хотел выдать Софью замуж за Добролюбова по причине его бедности. Но отвергнутый жених сумел честным путем, прибегнув к “вышнему правосудию”, видимо, к помощи самой императрицы, выиграть судебный процесс. После этого он сделался обладателем 2000 душ, чем сразу же завоевал расположение Советника. Софья и Добролюбов явно не удались драматургу. Мысли их правильны, чувства возвышенны, речь литературная, но им не хватает – жизненно убедительных черт, правдоподобия. Это резонеры, необходимые автору для непосредственного выражения своих идей.
Пьеса “Бригадир” имела большой успех у современников, но подлинным триумфом Фонвизина стала следующая его комедия – “Недоросль”.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Культура и техника речи учите.
Сейчас вы читаете: Нравы русского дворянства в комедии Фонвизина “Бригадир”