Д И. Фонвизин. Портрет писателя

Среди писателей последней трети XVIII века выдающееся место принадлежит Денису Ивановичу Фонвизину. Образованный и свободомыслящий человек, Фонвизин всю свою жизнь был врагом самодержавного произвола, врагом придворных вельмож, царских любимцев. Пушкин называет его «сатиры смелым властелином» и «другом свободы» («Евгении Онегин»), Фонвизин сумел так широко и правдиво нарисовать в своих произведениях современную ему русскую жизнь, что Белинский назвал его со чинения «живой летописью» эпохи.
В 1760 году, окончив гимназию.

Фонвизин поступил в Московскнй университет. В студенческие годы Фонвизин пишет ряд сатирических произведений: посланий, басен, эпиграмм2. По выходе из университета Фонвизин поступил на службу в Коллегию иностранных дел. Фонвизин продолжает интересоваться литературой и театром.
Комедия «Бригадир».
В 1766 году (по другим данным — в 1769 г.) Фонвизин написал комедию «Бригадир». Еще до постановки пьесы в театре Фонвизин читал свою комедию и в писательских кругах, и в домах вельмож. И сама комедия, и мастерское чтение ее приковали к «Бригадиру» и его автору всеобщее внимание. О комедии заговорили. На автора
обратил внимание Н. И. Панин, руководивший тогда внешней политикой России. Фонвизин становится его ближайшим помощником.
Одной из основных тем комедии «Бригадир» является обличение низкопоклонства дворянства перед Западом, в частности перед всем французским.
В центре пьесы стоит образ сына бригадира — Иванушки. Он получил воспитание в пансионе, содержателем которого был француз, бывший кучер. После этого он некоторое время про вел в Париже, к это окончательно вскружило его небогатую умом голову. Приехал он оттуда совеем офранцуженным, с модными манерами и с презрением ко всему русскому. Говорит он какой-то нелепой французско-русской речью и всячески подчеркивает свое высокомерно-презрительное отношение к русским обычаям и нравам, к родному языку.
Но в комедии поставлена не только эта тема. Здесь затронуты многие стороны жизни и нравов помещичьего класса. Тип грубого и невежественного деспотавоенного дан в образе бригадира. Советник — плут и взяточник, наживший взятками состояние, лицемер и ханжа. Особенно жизненно правдив и выразителен образ бригадирши Лкулпны Тимофеевны. Это скупая, ограниченная и забитая женщина, но не лишенная добродушия, безропотно покоряющаяся мужу и по своему невежеству восхищающаяся своим дураком-сыном. Фонвизину удалось первому из русских писателей создать настоящую русскую пьесу. В ней были живые люди, которые говорили простым разговорным языком и действовали в правдиво нарисованной бытовой обстановке.
Фонвизин выступил на борьбу со всем этим злом: он написал свою замечательную комедию «Недоросль», Комедия имела исключительный успех у публики. Один из современников так вспоминает о первом представлении «Недоросля»: «Несравненно театр был наполнен, и публика аплодировала пьесе метанием кошельков». Особенное восхищение у зрителей вызвал Стародум, идеи которого были близки передовой части общества, обратившей особенное внимание на политическое содержание комедии.
В речах Стародума были высказывания, которые отражали взгляды наиболее передовых п просвещенных людей того времени. Битовая сторона ЖИЗНИ была подвергнута обличению также с точки зрения этих передовых взглядов.
В журнале «Собеседник любителей российского слова» Фонвизин попечатал спои «Вопросы». Екатерина, принимавшая участие в журнале, ответила на эти «Вопросы». По этим ответам видно, как Екатерина была раздражена смелостью и вольномыслием автора «Вопросов». Фонвизин, например, поставил вопрос о политике императрицы в области законодательства: «Отчего в пек законодательный никто в сей части не помышляет отличиться?» Екатерина прикрикнула на автора: «Оттого, что сие не есть дело всякого». Фонвизин спрашивает: «Отчего в прежние время а шуты, шпыни и балагуры чинов не имели, а нынче имеют и весьма большие?»
В другом номере «Собеседника» появилась статья Фонвизина «Челобитная Российской Минерве от российских писателей». «Челобитная» — прошение от русских писателей к Екатерине II с жалобой на угнетение литераторов и литературы вельможами, у которых «умы не родовые, а жалованные». После этой статьи Фонвизину закрыли доступ к печати. Следующая приготовленная им статья «Всеобщая придворная грамматика» не была допущена в печать и распространялась уже в рукописном виде.
Эта статья Пыла направлена против правительства, вельмож, придворных подхалимов. Вот отрывки из этой статьи:
— «Вопрос. Что есть придворная грамматика?
— Ответ. Придворная грамматика есть наука хитро льстить языком и пером.
— Вопрос. Что значит — льстить?
— Ответ. Значит говорить и писать такую ложь, которая была бы знатным пргятна, а льстецу полезна.
— Вопрос. Что есть придворный падеж?
— Ответ. Придворный падеж есть наклонение сильных к наглости, а бессильных к подлости. Впрочем, часть бояр думает, что все находятся перед ними в винительном падеже; снискивают же их расположение и покровительство обыкновенно падежом дательным».
В 1788 году Фонвизин предпринимает попытку начать издание журнала, который должен был называться «Друг честных людей, или Стародум», но смерть прервала работу. Умер Фонвизин 1 декабря 1792 года.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Д И. Фонвизин. Портрет писателя