Проблематика и герои комедии Д. Н. Фонвизина «Недоросль»
Комедия Д. Н. Фонвизина «Недоросль» является вершиной русской
Драматургии XVIII века. Произведение создано по строгим правилам
Классицизма: соблюдается единство времени (сутки), места
(дом Простаковых) и действия (соперничество женихов Софьи); герои
Делятся на положительных и отрицательных. Придерживаясь
Рамок классицизма, Фонвизин создает сатирическую комедию,
В которой выводит узнаваемые современные типы и поднимает
Злободневные социальные проблемы. Именно поэтому власти с большой
Неохотой разрешали единичные
Комедии несколько маскирует ее главный политический смысл. Можно
Подумать, что пьеса посвящена, прежде всего, проблемам воспитания
Молодежи. Действительно, о воспитании много говорится в комедии,
И имя ее героя, недоросля Митрофанушки, стало нарицательным
Для обозначения молодого лентяя. Однако главным в пьесе
Является обличение произвола помещиков — крепостников. Фонвизин,
Прикрываясь темой воспитания, замахнулся на основы государственного
Устройства. В уста Стародума автор вложил свои смелые
Идеи о несправедливости существующего строя и
Его изменения. Герои комедии сталкиваются прежде всего в идейном,
А не любовном конфликте. Интрига, связанная с борьбой за богатую
Невесту, является второстепенной. Герои разделяются на два
Лагеря по идейному принципу.
Простаковы и Скотинин — главные представители лагеря противников.
Простакова заправляет всем в доме и не представляет себе,
Что власть ее над простыми людьми кто-то может ограничить. Никаких
Моральных ограничений для Простаковой не существует. «Разве
Я не властна и в своих людях?» — удивляется она, когда Правдин
Запрещает без причины наказывать крепостных. Простакова постоянно
Ругает верных слуг, грозит им наказанием, а порой, не выдержав,
Сама набрасывается с кулаками. Ее любовь к сыну Митрофанушке
Имеет другую крайность. Простакова не видит в своем ребенке многочисленных
Недостатков, потакает ему во всем и готова пойти на
Преступление ради Митрофанушки. Простаков только формально
Считается хозяином в доме: всем заправляет его жена. Простаков
Откровенно глуп и прямо заявляет супруге: «При твоих глазах мои
Ничего не видят». Неудивительно, что их сын растет лентяем, обжорой,
Трусом и грубияном. Он не уважает даже горячо любящую его
Мать. » Не хочу учиться, а хочу жениться» — вот девиз Митрофана.
Вполне отвечает своей фамилии Скотинин. В его жизни есть только
Один интерес — свиньи. Чтобы увеличить их поголовье, Скотинин
Собирается жениться на Софье. Свиньи живут у Скотинина гораздо
Лучше людей, а он хвастается своей способностью добывать средства:
«. всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру со своих же крестьян,
Так и концы в воду».
Лагерь положительных героев возглавляют Стародум и Правдин.
Стародум выступает как рупор прогрессивных авторских идей,
А Правдин олицетворяет действующую справедливую власть. Стародум
Проповедует истины эпохи Просвещения и старается следовать
Им на практике. Он отказался служить при дворе, поскольку
Там царит «себялюбие»: «Тут себя любят отменно; о себе одном пекутся;
Об одном настоящем часе суетятся». Когда Правдин заявляет,
Что таких достойных людей, как Стародум, необходимо приглашать
Ко двору, в ответ ему звучит крайне опасное высказывание: «Тщетно
Звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам
Заразится». Стародум честно заработал свой капитал в Сибири,
Деньги не имеют над ним власти. Превыше всего Стародум ценит
Честь, достоинство, благородство души: «Без нее просвещеннейшая
Умница — жалкая тварь. Невежда без души — зверь». Последние его
Слова как нельзя лучше характеризуют отрицательных героев комедии.
Правдин является представителем справедливой власти. В финале
Пьесы он от имени правительства вершит суд: берет в опеку
Имение Простаковых, делает предупреждение Скотину, отправляет
Митрофана на службу. Любовная интрига в пьесе условна и служит
Для развития сюжета. Скотинин и Митрофан не могут считаться серьезными
Соперниками достойного избранника Софьи — офицера
Милона. Преступная попытка Простаковой похитить Софью приводит
К развязке, в которой порок наказывается.
Нестареющим юмором пронизаны сцены обучения Митрофана.
Учителя подобрались под стать ему: семинарист Кутейкин, отставной
Сержант Цыфиркин, немец Вральман, бывшей кучер Стародума.
Понятно, что при таких учителях и попустительстве матери Митрофан
Может только насмешить своими знаниями: «Вон у чулана шеста
Неделя дверь стоит, еще не навешена: так та покамест существи-
Тельна». Историю он изучает, слушая истории скотницы Хавроньи,
О географии не имеет понятия, на что Простакова заявляет: «Да извозчики-
То на что же? Это их дело. Это таки и наука-то не дворянская».
Смелая сатира Фонвизина далеко опередила свое время. Лишь
Через 80 лет после ее создания отменили крепостное право. Но и сейчас
Комедия сохраняет свой общечеловеческий смысл. По-прежнему
Остаются важными проблемы, связанные с воспитание и образованием
Молодежи. Ушла в прошлое монархия, но никуда не исчезло
Властолюбие, заставляющее людей жертвовать лучшими качествами
Ради достижения цели. Комедия Фонвизина остается живым напоминанием
Через века о вечных человеческих ценностях.