Просветительские идеалы в комедии

В эпоху Просвещения ценность искусства сводилась к его воспитательно-нравственной роли. Деятели искусства
Этого времени взяли на себя тяжелый труд пробудить в человеке стремление к развитию и самосовершенствованию
Личности. Классицизм — одно из течений, в рамках которого они творили. Целью литературы, по мысли классицистов,
Является воздействие на разум человека для исправления пороков и воспитания добродетели. Конфликт между
Чувством и разумом, долгом перед государством разрешался всегда в пользу последних. Таким образом,

создавался
Образ человека, творящего добро, — идеал, к которому должен был стремиться каждый живущий в этом мире.
Русские деятели Просвещения всегда активно участвовали в политической жизни страны. Писатели, говорил
Фонвизин, «.имеют. долг возвысить громкий глас свой против злоупотреблений и предрассудков, вредящих
Отечеству, так что человек с дарованием может в своей комнате, с пером в руках, быть полезным советодателем
Государю, а иногда и спасителем сограждан своих и отечества».
Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии «Недоросль», — проблема воспитания
Просвещенных
передовых людей. Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо
Отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства и самодостаточности.
Такая жизнь и воспитание сразу отобрали у него цель и смысл жизни. И учителя не смогут помочь (это лишь дань
Моде со стороны госпожи Простаковой); у Митрофана и не возникало иных желаний, кроме как поесть, побегать на
Голубятне да жениться.
То же самое происходит при дворе. Это большой скотный двор, где каждый хочет ухватить кусок получше и
Поваляться в золотой грязи. «Тут себя любя отменно; о себе одном пекуся; об одном настоящем часе суетяся».
Дворяне забыли, что такое долг и полезные добрые дела. Они «.не оставляют двора. двор им полезен», «.чины
Нередко выпрашиваются». Они забыли, что такое душа, честь, благонравие.
Но автор не оставляет надежды, что что-то может измениться. Правдин берет под опеку хозяйство
Простаковой, запрещает ей властвовать в своем поместье. «Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не
Пособит, разве сам заразится» — такой вывод делает Стародум о жизни при дворе. За всем этим просматриваются
Радикальные меры, которые Фонвизин предлагает принять: ограничить власть Простаковых и Скотининых над
Крестьянами, а царя и придворных — над всей российской жизнью.
А вот сформулированные драматургом жизненные «.правила, которым следовать должны.» настоящие
Дворяне:
1. «.Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время».
2. «Всякий найдет в себе довольно сил, чтоб быть добродетельну. Надобно захотеть решительно, а там всего
Будет легче не делать того, за что б совесть угрызала».
3. «Прямую цену ему (уму) дает благонравие. Без него умный человек — чудовище. Оно неизмеримо выше всей
Беглости ума».
4. «.Любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам».
5. «Одно почтение должно быть лестно человеку — душевное; а душевного почтения достоин только тот, кто в
Чинах не по деньгам, а в знати не по чинам».
6. «Степени знатности рассчитываю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества, а не по
Числу дел, которые нахватал на себя из высокомерия. По моему расчету, не тот богат, который отсчитывает
Деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Просветительские идеалы в комедии