Анализ произведения Д. И. Фонвизина “Недоросль”

В начале 1782 года Фонвизин читал друзьям и светским знакомым комедию “Недоросль”, над которой он работал в течении многих лет. Он поступал с новой пьесой также, как когда-то с “Бригадиром”.
Прежняя пьеса Фонвизина была первой комедией о русских нравах и, по словам Н. И. Панина, необычайно понравилось императрице Екатерине II. То ли будет с “Недорослем”? Ведь в “Недоросле”, по справедливому замечанию первого биографа Фонвизина, П. А. Вяземского, автор “Уже не шумит, не смеется, а негодует на порок и клеймит его без пощады,

если и смешит зрителей картины выведенных злоупотреблении и дурачеств, то и тогда внушаемый смех не развлекает от впечатлений более глубоких и прискорбных.
Пушкин восхищался яркостью кисти, нарисовавшей семью Простаковых, хотя и находил следы “педантства” в положительных героях “Недоросля” Правдине и Стародуме. Фонвизин для Пушкина – образец истины веселости.
Как бы ни казались нам на первый взгляд старомодны благоразумны герои Фонвизина, исключить их из пьесы невозможно. Ведь тогда в комедии пропадает движение, противоборство добры и зла, низость и благородство, искренность и лицемерие, животности
высокой духовности. “Недоросль” Фонвизина построен на том, что мир Простаковых из Скотининых – невежественных, жестоких, самовлюбленных помещиков – хочет подчинить себе всю жизнь, присвоить право неограниченной власти и над крепостными, и над людьми благородными, которым принадлежат Софья и ее жених, доблестный офицер Милон; дядя Софьи, человек с идеалами петровского времени, Стародум; хранитель законов, чиновник Правдин. В комедии сталкиваются два мира с разными потребностями, стилями жизни и манерами речи, с разными идеалами. Стародум и Простакова наиболее откровенно выражает позиции непримиримых, в сущности, лагерей. Идеалы героев отчетливо видны в том, какими они хотят видеть своих детей. Вспомним Простакову на уроке Митрофана:
“Простакова. Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит. Врет он, друг мой сердечный. Нашел деньги – ни с кем не делится. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке!”.
А теперь вспомним сцену, где Стародум говорит с Софьей:
“Стародум. Не тот богат, кто отсчитывает деньги, что прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного. Дворянин. считал бы за первое бесчестие не делать ничего: есть люди, которым помогать, есть Отечество, которому служить”.
Комедия, говоря словами Шекспира, – “несовместимого соединитель”. Комизм “Недоросля” ведь не только в том, что госпожа Простакова смешно, колоритно, как уличная торговка, бранится, что любимое место ее братца – хлев со свиньями, что Митрофан – обжора: с трудом отдохнув от обильного ужина, он с утра уже пять булочек съел. Это дитя, как думает Простакова, “деликатного сложения”, необременено ни умом, ни занятиями, ни совестью. Конечно, смешно смотреть и слушать, как Митрофан то робеет перед кулачищами Скотинина и прячется за спинами няньки Еремеевны, то с тупой важностью и недоумением рассуждает о дверях “котора прилагательна” и “котора существительна”.Но есть в “Недоросле” комизм более глубокий, внутренний: грубость, которая хочет выглядеть любезно, жадность, прикрывающая великодушием, невежество, претендующее на образованность.
Комическое основано на нелепость, несоответствие формы и содержания. В “Недоросле” жалкий, примитивный мир Скотининых и Простаковых хочет прорваться в мир благородных, присвоить себе его привилегии, завладеть всем. Зло хочет прибрать к рукам добро


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Методы обучение и воспитание таблица.
Сейчас вы читаете: Анализ произведения Д. И. Фонвизина “Недоросль”