Образ второстепенных героев в комедии Фонвизина “Недоросль”

Тарас Скотинин, брат Простаковой,- типичный представитель мелких помещиков-крепостников. Выросший в семье, крайне враждебно относившейся к просвещению, он отличается невежеством, умственной неразвитостью, хотя от природы сообразителен. Услыхав о взятии в опеку имения Простаковых, он говорит: “Да этак и до меня – доберутся. Да этак и всякий Скотинин может попасть под опеку. Уберусь же я отсюда подобру-поздорову”.
Все его мысли и интересы связаны только со своим скотным двором. Гоголь говорит о нем: “Свиньи сделались для него то же, что для любителя искусств картинная галерея! Теплоту и нежность он проявляет только” к своим свиньям. Скотинин – свирепый крепостник, мастер “сдирать” с крестьян оброк. Скотинин жаден. Узнав, что Софья принесет своему мужу состояние, дающее десять тысяч доходу, он готов уничтожить своего соперника – Митрофана.
С большой художественной силой нарисована Еремеевна, няня Митрофана. Фонвизин убедительно показывает, какое растлевающее влияние имело крепостное право на дворовых слуг, как оно уродует, извращает присущие им хорошие человеческие качества, развивает и воспитывает в них рабскую приниженность. Сорок лет служит Еремеевна Простаковым – Скотининым. Она беззаветно предана им, рабски привязана к дому, у нее сильно развито чувство долга. Не щадя себя, она оберегает Митрофана. Когда Скотинин хочет прибить Митрофана, Еремеевна, “заслоняя Митрофана, остервенясь и подняв кулаки”, как указывал Фонвизин, кричит: “Издохну на месте, а дитя не выдам. Сунься, сударь, только изволь сунуться. Я те бельмы-то выцарапаю”. Но эта преданность и чувство долга приобретают у Еремеевны искаженный, рабский характер. У нее нет чувства человеческого достоинства. Нет не только ненависти к своим бесчеловечным угнетателям, но даже протеста. Служа своим мучителям, “живота (т. е. жизни) не жалея”, Еремеевна живет в постоянном страхе, трепещ
Ет перед своей свирепой госпожой. “Ах, уходит он его! Куда моей голове деваться?” – с отчаянием и страхом кричит она, видя, как Скотинин с угрозами подходит к Митрофану. А когда Милон отталкивает от Софьи Еремеевну, Еремеевна вопит: “Пропала моя головушка!”
И за такую беззаветную и верную службу Еремеевна получает только побои и слышит только такие обращения от Простаковой и Митрофана, как бестия, собачья дочь, старая-ведьма, старая хрычовка. Тяжела и трагична судьба Еремеевны, принужденной служить извергам-помещикам, не способным оценить ее верпую службу.
Правдивы, жизненно убедительны в комедии образы домашних учителей Митрофана: Цыфиркина, Кутейкина, Вральмана.
Отставной солдат Цыфиркин – человек, имеющий ряд хороших качеств. Он трудолюбив: “праздно жить не люблю”,- говорит он. В городе он помогает приказным “то счетец проверить, то итоги подвести”, а “на досуге ребят обучает”. (Фонвизин нарисовал образ Цыфиркина с явным сочувствием.
В другом освещении дан Фонвизиным учитель русского и церковнославянского языков Кутейкин. Это недоучившийся семинарист, вышедший из первых классов духовной семинарии1, “убояся бездны премудрости”. Но он не лишен хитрости. Читая с Митрофаном часослов, он не без умысла выбирает текст: “Аз же семь червь, а не человек, поношение человеков”, да еще растолковывает слово червь – “сиречь (т. е.) животина, скот”. Как и Цыфиркин, он сочувствует Еремеевне. Но Кутейкин резко отличается от Цыфиркина своей жадностью к деньгам. В языке Кутейкина сильно подчеркнуты церковнославянизмы,- вынесенные им из духовной среды и духовной школы.
В сатирическом свете выведен в комедии немец Вральман, учитель-проходимец, человек с лакейской душой, бывший кучер Стародума. Лишившись места вследствие отъезда Стародума в Сибирь, он пошел в учителя, так как не мог найти себе места кучера. Естественно, что такой невежественный “учитель” ничему не мог научить своего ученика. Он и не учил, потакая лени Митрофана и пользуясь полным невежеством Простаковой.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Способы средства и методы в педагогике.
Сейчас вы читаете: Образ второстепенных героев в комедии Фонвизина “Недоросль”