Эта комедия — бесподобное зеркало
(по комедии Фонвизина «Недоросль»)
Среди славной плеяды выдающихся представителей русской литературы второй половины XVIII столетия имя Дениса Ивановича Фонвизина — одно из наиболее ярких. Талантливый писатель, образованный человек, видный политический деятель, выразитель передовых идей общественно-политической жизни России того времени, Фонвизин своими гениальными творениями внес неоценимый вклад в сокровищницу русской культуры. Его произведения, и прежде всего сатирическая комедия «Недоросль», имеющая ярко выраженный
Вершиной русской драматургии XVIII века стала комедия «Недоросль». В этом произведении сумел превратить усадебный уголок поместного дворянства в общественную трибуну и осудить с нее «злонравия достойные плоды». По словам Гоголя, в «Недоросле» Фонвизин вскрыл «раны и болезни нашего общества, тяжелые злоупотребления внутренние, которые беспощадной силой иронии выставлены в очевидности потрясающей».
Сквозь комические
Сходен с Простаковыми и Скотинин, собирающий оброк и восполняющий все свои убытки за счет тех же крестьян. А как «искренне» жалуется Простакова на то, что ей уже нечего взять со своих крепостных: «С тех пор как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!» На. протяжении всей комедии автор выявляет скотскую сущность помещиков: то в прямом обличении их поступков, то в тонкой иронии над ними положительных персонажей, то в лукавом юморе, с помо-Щью которого заставляет их саморазоблачаться.
Но произвол людей, подобных Скотинину и Простаковой, обусловлен не только их собственной низменной сущностью. Они его не страшатся и проявляют крайнюю степень жестокости, так
Как твердо знают, что охраняемы самодержавным законодательством. Раскрывая социальную обусловленность характеров помещиков, Горький отмечал, что в этой комедии «впервые выведено на свет и на сцену растлевающее значение крепостного права и его влияние на дворянство, духовно погубленное, выродившееся и развращенное именно рабством крестьянства».
Произведение Фонвизина глубоко и многозначительно по своему идейному содержанию. С одной стороны, это комедия, а с другой — в ней очень много горьких жизненных примеров и характеристик. Никчемность и жестокость помещиков отвратительна сама по себе, но еще более страшным является то, что эти скотоподобные, грубые, невежественные крепостники готовят себе достойную-смену. Так, образ Митрофана, безусловно, вызывает смех рядом своих поступков и реплик, своими «познаниями» в российской грамматике, нежеланием учиться, а охотой жениться. Однако его отношение к Еремеевне, моментальная готовность чинить расправу над людьми, безразличное отношение к родной матери совсем не смешны. Они раскрывают нам пугающую истину: перед нами деспот, жестокий крепостник, унаследовавший от своих родителей хамство, грубость и необразованность.
Растлевающее влияние крепостного права сказывается и на крепостных: несмотря на все унижения и оскорбления, которым подвергается Еремеевна, она настолько рабски предана своим господам, что забывает о собственной опасности, защищая Митрофана от Скотинина, который собрался его избить.
Смело и откровенно разоблачает Фонвизин и Екатерину II, заявляя, что она не может быть «государем великим», который «есть государь премудрый». Ее двор погряз в интригах, там «по большой прямой дороге никто почти не ездит, а все объезжают крюком.», там «один другого сваливает, и тот, кто на ногах, не поднимает уже никогда того, кто на земи». Да и тот факт, что сама императрица вручает судьбы «душ» крепостных таким, как Простаковы и Скотинины, подводит нас к выводу о том, что подобный государь недостоин престола.
«Недоросль» Фонвизина — первая общественно-политическая комедия в русской литературе, где автор выступил подлинным новатором. Как справедливо заметил Д. Д. Благой, «эта небывалая у нас дотоле художественная прозорливость Фонвизина, «потрясающая очевидность», с какой предстает в «Недоросле» крепостническая действительность, и сделала его первым образцом русского критического реализма, зачинателем, по словам Горького, «великолепнейшей и, может быть, наиболее социально плодотворной линии русской литературы — линии обличительно-реалистической». Это же дало возможность Фонвизину поднять свою пьесу
На уровень «комедии народной», а Пушкину дало право назвать его «другом свободы», «сатиры смелым властелином».