Насекомые у Фета

“Только пчела узнает в цветке затаенную сладость.”
По нашему мнению, Фета можно назвать певцом русской природы. Обыкновенно он не воспевал жарких чувств, отчаяния, восторга, высоких мыслей, нет, он писал о самом простом – о картинах природы. Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя. Природа у Фета всегда спокойная, притихшая, словно замерзшая. И в то же время она удивительно богата звуками и красками, живет своей жизнью; здесь скрытый от невнимательного глаза.

Так резко – сух снотворный и трескучий

/> Кузнечиков неугомонный звон.

Как мошки зарею,
Крылатые звуки толпятся.
Нельзя не заметить, что у Фета человек и природа, живое и живущее – две половины одной всеохватывающей мировой гармонии.
Мотылек мальчику.
Цветы кивают мне, головки наклоня,
И манит, куст душистой веткой;
Зачем же ты один преследуешь меня
Своею шелковою сеткой?
Дитя кудрявое, любимый нежно сын
Неувядающего мая,
Позволь мне жизнию упиться день один,
На солнце радостном играя.
Постой, оно уйдет, и блеск его лучей
Замрет на западе далеком,
И в час таинственный я упаду в ручей,
И унесет меня потоком.
/> В стихотворении ”Мотылек мальчику” Фет показывает беспечность человеческого отношения к насекомым. Как это ни печально признавать, но человечество в большинстве своем думает, что может обойтись без природы и ее обитателей, хотя все совершенно наоборот, и, не осознавая всей серьезности вопроса, уничтожает все попадающееся на пути, что подтверждает слова: ”Человек уничтожает тех, перед кем чувствует силу”. Мотылек, понимая, что его жизнь быстротечна, ценит ее, стремясь в полной мере насытиться ее прелестью и красотой. Однако, большой и умный по сравнению с ним человек не желает осознавать ценность тех немногих часов жизни мотылька, что отведены ему природой. Здесь можно увидеть философскую мысль о кратковременности и смысле жизни. Ведя повествование от первого лица, Фет обращает наше внимание на то, что природа взывает о помощи, но мы не замечаем ее мольбы. Она пытается показать нам, что жизнь столь неприметного существа ценна ничуть не меньше человеческой. Показывая зыбкость и ничтожность жизни мотылька, Фет подталкивает нас к мысли о сущности нашего бытия. Наша жизнь много длиннее жизни мотылька, однако, ничтожно малое количество людей способно испытать ту бурю чувств и эмоций, осознать всю полноту жизни, ее прелести и горести, которые доступны этому маленькому, незаметному существу. В этом стихотворении звучит тема любви к жизни. Эта же тема раскрывается в стихотворении ”Бабочка”. Оба они любят жизнь и хотят жить, но мотылек стремится жить осознано, желая понять всем своим существом, что же это – ”жизнь”, в то время как бабочка живет и радуется этому, восторженно созидает окружающий ее красочный и удивительный мир, не задумываясь о том, как и зачем живет:
Бабочка
Ты прав
Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем –
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот – дышу.
Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу.
Вот – вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.
Бабочка в стихотворении А. Фета олицетворяет беззаботность и легкомысленность. Мы задумались, что же лучше, быть мотыльком или бабочкой? И пришли к выводу, что характер бабочки присущ ребенку, который, любуясь красотой предмета, не задумывается о его ценности и предназначении. Это внимание моментально, оно может переключаться на более яркое или эмоциональное явление. Такова бабочка, а каков же мотылек? Он скорее похож на серьезного, вдумчивого человека, который стремится осознать свое бытие, подчиняя свою жизнь философским нормам. Фетовские весенние стихотворения поразили нас стихийной силой любовного влечения: ”Смело можно сказать, что на русском языке еще не бывало подобного изображения весенней неги, доходящей до болезненности”. Так сказал критик Дружинин о стихотворении ”Пчелы”, в котором поет буквально не находит места от сжигающего его ”весеннего огня”:
Сердце пышет все более и более,
Точно уголь в груди я несу.
Музыка ”сердечного огня” звучит пчелиной песнью: ”В каждый гвоздик душистой сирени Распевая, вползает пчела” – и сам поет, как будто превращается в пчелу.
ПЧЕЛЫ
Пропаду от тоски я и лени,
Одинокая жизнь не мила,
Сердце ноет, слабеют колени,
В каждый гвоздик душистой сирени,
Распевая, вползает пчела.
Дай хоть выйду я в чистое поле
Иль совсем потеряюсь в лесу.
С каждым шагом не легче на воле,
Сердце пышет все боле и боле,
Точно уголь в груди я несу.
Нет, постой же!
С тоскою моею
Здесь расстанусь.
Черемуха спит.
Ах, опять эти пчелы под нею!
И никак я понять не умею,
На цветах ли, в ушах ли звенит.
Мы заметили, что Фет особо выделяет пчелу среди разнообразного, красочного мира насекомых. Она несет в себе ”радость земли” – она символизирует как раз ту ”страстную чувственность”, которую отмечала критика в фетовской поэзии среди других характерных черт. Еще одним из весенних стихотворений является стихотворение ”Это утро, радость эта”.

Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли – эти слезы,
Этот пух – не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это все – весна.
Здесь Фет утверждает, что мошки и пчелы являются неотъемлемой частью прекрасной весны. Фетовские ”песни любви” часто поет пчела, символизирующая страстно – чувственное начало в его поэзии. Так, некогда в стихотворении ”Роза” поэт говорил:
И тебе, царица Роза,
Брачный гимн поет пчела.
Мы заметили, что Фет глубоко ценил и уважал насекомых, как равноправных жителей нашего мира, отражая в своих стихотворениях их характеры, настроения и чувства, которые подчас не замечают в них люди:
”Вот жук взлетел и прожужжал сердито”
”Плачась, комар пропоет”
”Жук, налетевший на ель
Хрипло подругу позвал”
В некоторых стихотворениях Фет использовал образы насекомых для более глубокой передачи окружающей обстановки и атмосферы в ней:
У Камина.
Тускнеют угли. В полумраке
Прозрачный вьется огонек.
Так плещет на багряном маке
Крылом лазурным мотылек.
Видений пестрых вереница
Влечет, усталый теша взгляд,
И неразгаданные лица
Из пепла серого глядят.
Встает ласкательно и дружно
Былое счастье и печаль,
И лжет душа, что ей не нужно
Всего, чего глубоко жаль.
В изображении энтомологии Фет часто использовал изобразительные средства языка такие как метафоры, сравнения, эпитеты:
”На тмине горят светляки”
”Тускнеют угли. В полумраке
Прозрачный вьется огонек.
Так плещет на багряном маке
Крылом лазурным мотылек”.
Надо подумать еще
Только Фету свойственен такой язык. Только поэтический глаз Фета мог бы заметить такие тонкости в смутной окружающей среде. Исследовав все эти поэтические произведения мы готовы поддержать философскую мысль: ”Человек и природа едины и зависимы друг от друга”. Как бы мы ни хотели их не замечать, тем не менее, насекомые – это часть нашей жизни.