Стихотворения Фета «Еще майская ночь.» и «Весенний дождь» (Восприятие, истолкование, оценка)
Поэзия Фета заслуженно считается одной из вершин русской лирики. Стихи его наполнены удивительно тонкими образами, и несмотря на то, что темы лирики Фета сводятся к двум: описание красоты природы и любовная лирика, его стихи проникнуты глубоким психологизмом. И взаимопроникновение двух этих тем создает удивительные, тонкие и красивые стихи. Мир творчества Фета очень узок, в него не допускались грязь и зло жизни. Стихи Фета легки и изящны. В них утверждается основная мысль всего творчества поэта: жизнь природы и человеческой души — это неразрывное
Поэзия Фета удивительно музыкальна, многие из его стихов положены на музыку. Фет воспевает любовь и красоту в каждом своем стихотворении. Описание природы в его стихах удивительно тонко, поэзия Фета передает неуловимые изменения в природе, и в его стихах все живое отражается в движении.
В 1857 году Фет написал стихотворение «Еще майская ночь.», которое может с полным правом считаться одной из вершин его лирики. Название стихотворения раскрывает его содержание. Лирический герой восторгается чудесной майской ночью, именно по этой причине во всем тексте
Какая ночь! На всем какая нега! Благодарю, родной полночный край! Из царства льдов, из царства вьюг и снега Как свеж и чист твой вылетает май!
Стихотворение начинается демонстрацией общей картины этой дивной ночи. Главная характеристика прекрасной майской ночи — это «нега». Ночь нежна, спокойна. Ее теплый воздух дышит ароматами цветов и трав, ветерок ласково освежает. За это герой благодарен родному краю.
В майскую ночь герой Фета вспоминает о зимнем «царстве». Почему это проис-ходит? Может быть, потому, что белые лепестки цветущих яблонь и вишен так похожи на снег? А еще май «свеж и чист» своей юной, едва распустившейся зеленью, обилием света и легкостью, прозрачностью воздуха, еще не узнавшего, что такое изнурительная жара. Именно в этом месяце весна предстает перед нами во всей красе:
Какая ночь! Все звезды до единой Тепло и кротко в душу смотрят вновь, И в воздухе за песнью соловьиной Разносятся тревога и любовь.
Во второй строфе стихотворения поэтическое пространство немного сужается. Автор уже вычерчивает более конкретные образы: звезды, соловьиная песня. Слова поэта противоречивы, от них веет загадкой, которую сможет разгадать лишь тот, кто сам пережил нечто подобное. 1ерой пейзажной лирики Фета всегда растворен в природе, является ее неотъемлемой частью, именно поэтому стихи Фета заключают в себе такую точность и одновременно неуловимость образов, удивительную лиричность и красоту в описании природы.
Фет и его лирический герой стремятся постичь красоту и таинственность этой чудесной ночи, и стихотворение обретает все большую точность, приближаясь к пейзажной зарисовке:
Березы ждут. Их лист полупрозрачный Застенчиво манит и тешит взор. Они дрожат. Так деве новобрачной И радостен и чужд ее убор.
Как тонко подмечена каждая деталь! Ничто не ускользнуло от внимательного взгляда автора. С помощью точных и удивительно ярких олицетворений («звезды смотрят», «березы ждут, дрожат», «лист застенчиво манит») Фет передает жизнь природы, которая близка тонко чувствующему человеку, отвечает его душевному состоянию.
В этих строках Фет подчеркивает женственность природы, воспевает ее гармонию и красоту:
Нет, никогда нежней и бестелесней Твой лик, о ночь, не мог меня томить! Опять к тебе иду с невольной песней, Невольной — и последней, может быть.
В этих строках заключена основная идея стихотворения, раскрываются образы, очерченные тонким намеком («тревога и любовь», «радостен и чужд ее убор»). Лирический герой испытывает счастье, восхищение — но при этом и тревогу, и отчаяние. И эта тревога, так непонятная в чудесную и тихую майскую ночь, рас-крывается в последних строках. Лирический герой Фета боится потерять прекрасные мгновения майской ночи. Они безвозвратны, потому что неповторимы, но не только в этом источник печали героя. Мне кажется, Фет страшится и того, что его Муза, его способность чувствовать природу, может покинуть его, исчезнуть, раствориться в этой майской ночи.
Стихотворение Фета «Весенний дождь» датируется 1857 годом. Это сти-хотворение — шедевр зрелого мастера пейзажной лирики, сумевшего выхватить и ярко запечатлеть один неуловимый миг жизни. Поэт рисует картину весеннего дождя, теплого и праздничного. Дождь начинается исподволь, незаметно:
Еще светло перед окном, В разрывы облак солнце блещет, И воробей своим крылом, . В песке купаяся, трепещет.
В этих строчках перед читателем предстает обычная картина солнечного весеннего дня, нарочито мирная и бытовая. Наступление дождя противопоставлено этому покою, но картина не создает впечатления чего-либо мрачного и хмурого, напротив, она пронизана теплом, солнцем, ощущением радости:
А уж от неба до земли, Качаясь, движется завеса, И будто в золотой пыли Стоит за ней опушка леса.
Сравнение и эпитет («будто в золотой пыли») производит впечатление прозрачности и тепла, а дальнейшая картина создает ощущение чистоты и свежести:
Две капли брызнули в стекло, Отлип душистым медом тянет, И что-то к саду подошло, По свежим листьям барабанит.
Это стихотворение поражает своей простотой и образностью. Краски, звуки, запахи — все это наполняет небольшое по объему стихотворение, состоящее всего из трех строф, яркостью и новизной эмоционального восприятия мира. Фет сумел в трех строфах не только образно и зримо передать картину весеннего дождя, но и создать неповторимое эмоциональное настроение тепла, весенней свежести, радости лирического мироощущения.
Лирика Фета — это загадка. Удивительное сочетание простоты и образности поражает читателей и по сей день. Благодаря его стихам мы тоньше воспринимаем мельчайшие изменения природы. И рассмотренные выше стихотворения — лишь очередное доказательство удивительно тонкого мастерства поэта.