Жизнь и творчество Фета
1. Краткая биографическая справка.
2. Основные темы лирики Фета.
3. Особенности лирики Фета.
В историю литературы Афанасий Афанасиевич вошел под фамилией Фет, однако немало лет его жизни было посвящено борьбе за право носить другую фамилию — Шеншин. Отец будущего поэта, русский дворянин А. Н. Шеншин, во время своего пребывания в Германии познакомился с супругой немецкого чиновника К. Ш. Фет, вместе с которой Шеншин и вернулся на родину. Вскоре родился сын Афанасий (1820), которому Шеншин дал свою фамилию, усыновив мальчика. Но через четырнадцать
Во время учебы в Московском университете вышла в свет первая книга стихов Фета, которая привлекла внимание читателей. В. Г. Белинский с большой похвалой отзывался о поэтическом мастерстве молодого Фета.
После окончания университета Фет поступил в провинциальный полк. Это решение молодого человека в немалой степени было связано с надеждой на получение утраченного дворянства, на что давал
Лишь в 1873 году Фет получил право носить фамилию Шеншин. До конца своей жизни он продолжал заниматься литературной деятельностью. Скончался он в 1892 году в своем имении. Основными темами лирики Фета являются красота природы и любовь: Нередко эти две темы переплетаются:
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало.
. Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова.
Природа для Фета — это источник постоянного вдохновения и восторга. Поэт показывает нам природу в разное время года, каждое из которых по-своему прекрасно. Даже временное увядание описывается в светлых, жизнеутверждающих тонах:
Ветер. Кругом все гудит и колышется,
Листья кружатся у ног.
Чу, там, вдали неожиданно слышится
Тонко взывающий рог.
Картины, которые дает Фет в своих стихах, очень легко представить, настолько точно поэт подмечает главные признаки погодных изменений того или иного времени года. Однако пейзажная лирика Фета не фотографический снимок, где все застыло раз и навсегда. Поэтические образы в стихотворениях Фета скорее можно сравнить с видеосъемкой, которая позволяет уловить картину окружающего мира в движении. Движение хорошо ощущается во многих стихотворениях поэта: «Задрожали листы, облетая», «Качаясь, движется завеса», «Юркнула в темноту». Поэту интересно любоваться бескрайними просторами полей:
.И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.
Или одинокой розой, чудом уцелевшей в саду после осенних заморозков:
Но в дуновении мороза
Между погибшими одна,
Лишь ты одна, царица роза,
Благоуханна и пышна.
Но в центре внимания поэта оказываются не только рощи, деревья, цветы, поля; поэтический мир Фета, как и реальный мир, населен живыми существами, повадки которых наглядно описывает поэт. Вот проворная рыбка скользит у самой поверхности воды, и ее «голубоватая спина» отливает серебром; в зимний мороз в доме «кот поет, глаза прищуря». Особенно часто в лирике Фета упоминаются птицы: журавли, ласточки, грачи, воробей и просто птичка, укрывшаяся в своем гнезде от непогоды:
И грохочет громов перекличка,
И шумящая мгла так черна.
Только ты, моя милая птичка,
В теплом гнездышке еле видна.
Не менее проникновенно, с тонким психологизмом описывает Фет и любовные чувства. Л. Н. Толстой восхищался тем, как мастерски Фет передавал в своем творчестве малейшие оттенки чувств, их зарождение. Например, о стихотворении «Майская ночь» Л. Н. Толстой так писал Фету в письме: «Стихотворение одно из тех редких, в которых ни слова прибавить, убавить или изменить нельзя; оно живое само и прелестно».
Нужно отметить, что любовной лирике Фета в значительной мере присуще трагическое восприятие чувства. Вероятно, это связано с личными переживаниями поэта. Во время своей службы в армии он серьезно увлекся М. Лазич, однако эта девушка была бесприданницей. Мечтающий о прочном достатке и дворянском звании Фет отказался от мысли связать с ней свою судьбу.
Лирика Фета очень музыкальна — многие его стихи стали известными романсами. Также нужно отметить такую особенность творчества Фета, как отсутствие острых социальных конфликтов, картин бедности и бесправия, к которым нередко обращались многие современники поэта, например, Н, А. Некрасов. Подобная отстраненность от общественных проблем порой пародировалась другими поэтами. Однако ценность лирики Фета от этого не снижается. Бытует мнение, что «поэт в России — больше, чем поэт», но не всем же быть грозными ораторами, зовущими народ на преобразование общества. Пожалуй, в наш техногенный век куда важнее понять, насколько прекрасна и беззащитна окружающая нас природа, и суметь сберечь ее, чтобы и наши потомки могли любоваться сверкающими прудами, сочной зеленой травой, родниками, лесами и полями.