Особенности творчества Гарсия Лорки и Поля Елюара и связь с сюрреализмом

Сюрреализм (фр. букв, ” надреализм”) – авангардийское течение, что возникшая на границы 20-х лет в французской литературе и распространилась на другие виды искусства и в другие страны, прежде всего в испанскую литературу (Ф. Гарсия Лорка) и живопись (С. Дальше). Среди основателей сюрреализма – А. Бретон (автор “Манифеста сюрреализма”, 1924), Л. Арагон, Ф. Супо, Поль Елюар, Т. Тцара (основатель дадаизму). То, что среди основателей сюрреализма названное имя основателя дадаизму является показательным фактом: литература сюрреализма действительно

тесно связана, многое унаследовала у литературы “дада”. Кстати, и Поль Елюар сначала был дадаистом, со временем – сюрреалистом. Если дадаисты (самое название “дадаизм” происходит от фр. “Саида” – детская деревянная лошадка, игрушка; в переносном смысле – детское бормотание) призвали к разрушению любого значения, смысла в литературному произведении, то сюрреалисты декларировали “психический автоматизм” литературного творчества, ее свободу, “от которой бы то не было эстетичной или моральной озабоченности): ориентации.
О соотношении реализма и сюрреализма в понимании сюрреалистов
свидетельствует их любимый пример с колесом. Они объявили колесо величайшим, гениальным. сюрреалистическим изобретением, и вот почему. Дело в том, что природа, т. е. реальная жизнь, для преодоления пространства придумала ногу (лапу) живого существа; а “реальную ногу”, как средство преодоления расстояния, человек заменил на прочь не похоже на ногу “сюрреалистическое” колесо. С его помощью отстань одолевать даже лучше, чем с помощью “реалистической” ноги. Но же, несмотря на всю внешнее отличие между ногой и колесом, оба эти предмета исполняют одну реальную функцию: оказывают содействие преодолению расстояния – вот такая логика этого примера.
За своей логикой сюрреалисты и работали. Упомянутое “автоматическое письмо” (очень напоминает автоматический же выбор и наклеивания шматов бумаги дадаистами, а также технику импрессионизма – скоростная фиксация первых слов, отрывков предложений и т. п., которые спали писателю на мысль, которых видений, иногда взаимосвязанных лишь в сознании, или быстрее, подсознания самого автора и т. п. Где-то к 1930-х лет сюрреалистическое ядро талантливых художников Франции распалось. Часть из них перешла на другие эстетичные позиции, часть (Бретон, Дальше, Танги) – эмигрировала в США, куда переместился центр сюрреализма. Но, конечно, отголоски сюрреализма есть во многих литературных явлениях разных стран мира.
В перечне сторонников сюрреализма в литературе упоминаются имена поэтов Федерико Гарсия Лорки и Поля Элюара.
Федерико Гарсия Лорка (1898-1936) – испанский поэт и драматург. Написал поэтические сборники “Песни”, 1927; “Цыганский романсеро”, 1928; “Канте Хондо”, 1931; “Поэт в Нью-Йорку”, вышла 1940; поэму “Плач за Игнасио Санчесом Мехиасом”, 1935; пьесы “Кровавая свадьба”, 1933; “Донья Росита, девица, или Язык цветов”, 1935, издание 1945 и др. Расстрелянный фашистами.
Поль Элюар (настоящее имя – Ежен Эмиль Поль Грендель) (1895-1952) – французский поэт. Написал сборника “Обязанность и тревога”, 1917; “Стихи для мирного времени”, 1918; “Животных и их люди, люди и их животные”, 1920; “Город скорби”, 1926; “Любовь поэзия”, 1929; “Самая жизнь”, 1932; “Роза для всех”, 1934; “Естественной ход вещей”, 1938 и др.
Творчество обеих поэтов обозначенная влиянием сюрреализма, Так, в обеих есть неожиданные, индивидуально-ассоциативные образа: то ночь втыкает звезды-шпоры в черный круп ночного неба (Гарсиа Лорка. “Песня всадника”), то вдруг черепица под дождем неожиданно побуждает поэта вспомнить . балерину (Поль Элюар. “Искусство танца”). Из “флейтой водосточных труб” футуриста Максимильяна. Поэты смело ломают не только строфику, а и рифму стихов. Даже сравнивают поэтику стихов Элюара: французского народного стиха. Учитывая это случайно поэтика стиха Гарсиа Лорки перекликается с поэтикой испанского фольклору, он которого только влияния не испытал: и карфагенского, и римского (об этом заявил сам поэт), и иберийского, и цыганского, и арабского. В конце нужно сказать, что ни один в самом деле талантливый носитель не втискается полностью в “прокрустово ложе” ни одного из литературных направлений и тем более течений. В полной мере это касается творчества Лорки и Поля Элюара, где что-то близкое себе могут найти не только модернисты, а и представители других направлений, течений, школ, сторонники разных эстетичных вкусов.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Прием воспитания.
Сейчас вы читаете: Особенности творчества Гарсия Лорки и Поля Елюара и связь с сюрреализмом