Уже в ранних стихах С. Есенина звучат признания в любви к России. Так, одно из наиболее известных его произведений “Гой ты, Русь моя родная.” С самого начала Русь здесь предстает как нечто святое, ключевой образ стихотворения сравнение крестьянских хат с иконами, образами в ризах, и за этим сравнением целая философия, система ценностей. Мир деревни это как бы храм с его гармонией земли и неба, человека и природы. Мир Руси для С. Есенина это и мир убогих, бедных, горьких крестьянских домов, край заброшенный, “деревня в ухабинах”, где радость коротка, а печаль бесконечна: “Грустная песня, ты русская боль”. Особенно это чувство усиливается в стихах поэта после 1914 года начала войны: деревня кажется ему невестой, покинутой милым и ожидающей от него вестей с поля боя. Для поэта родная деревня в России это нечто единое, родина для него, особенно в раннем творчестве, это прежде всего родной край, родное село, то, что позднее, уже на исходе XX века, литературные критики определили как понятие “малой родины”.
С присущей С. Есенину лирику склонностью одушевлять все живое, все окружающее
Его, он и к России обращается как к близкому ему человеку: “Ой ты,
Русь, моя родина кроткая, /Лишь к тебе я любовь берегу”. Порой стихи
Поэта обретают ноту щемящей грусти, в них возникает чувство
Неприкаянности, лирический герой их странник, покинувший родную
Хижину, всеми отверженный и забытый. И единственное, что остается
Неизменным, что сохраняет вечную ценность это природа и Россия:
“А месяц будет плыть и плыть,
Роняя весла по озерам.
И Русь все также будет жить,
Плясать и плакать у забора”.
С. Есенин жил в переломную эпоху, насыщенную драматическими и
Даже трагическими событиями. На памяти его поколения война,
Революция, снова война теперь уже гражданская. Переломный для
России год 1917 поэт встретил, как и многие художники его круга, с
Надеждами на обновление, на счастливый поворот в крестьянской доле.
Поэты круга С. Есенина того времени это Н. Клюев, П. Орешин,
С. Клычков. Надежды эти выражены в словах Н. Клюева близкого
Друга и поэтического наставника С. Есенина: “Мужицкая ныне земля,
И церковь не наймит казенный”.
В есенинской поэзии в 1917 году
Появляется новое ощущение России: “Уж смыла, стерла деготь/
Воспрянувшая Русь”. Чувства и настроения поэта этого времени очень
Сложны и противоречивы это и надежды, и ожидания светлого и
Нового, но это и тревога за судьбу родного края, философские раздумья
На вечные темы. Одна из них тема столкновения природы и
Человеческого разума, вторгающегося в нее и разрушающего ее
Гармонию звучит в стихотворении С. Есенина “Сорокоуст”. В нем
Центральным становится обретающее глубоко символический смысл
Состязание между жеребенком и поездом. При этом жеребенок как бы
Воплощает в себе всю красоту природы, ее трогательную беззащитность.
Паровоз же обретает черты зловещего чудовища. В есенинском
“Сорокоусте” вечная тема противостояния природы и разума,
Технического прогресса сливается с размышлениями о судьбах России.
В послереволюционной поэзии С. Есенина тема родины насыщена
Нелегкими думами о месте поэта в новой жизни, он болезненно
Переживает отчуждение от родного края, ему трудно найти общий язык
С новым поколением, для которого календарный Ленин на стене
Заменяет икону, а “пузатый “Капитал” Библию. Особенно горько
Поэту сознание того, что новое поколение поет новые песни: “Поют

/> Агитки Бедного Демьяна”. Это тем более грустно, что С. Есенин
Справедливо замечает: “Я поэт! И не чета какимто там Демьянам”.
Поэтому так горестно звучат его строки: “Моя поэзия здесь больше не
Нужна, /Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен”. Но даже желание
Слиться с новой жизнью не заставляет С. Есенина отказаться от своего
Призвания российского поэта; он пишет: “Отдам всю душу октябрю и
Маю, /Но только лиры милой не отдам”. И поэтому таким глубоким
Пафосом наполнено его признание:
“Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким “Русь”.
Сегодня нам, живущим в России, трудно до конца понять смысл этих
Строк, а ведь написаны они были в 1924 году, когда само название
Русь было едва ли не запретным, а гражданам полагалось жить в
“Ресефесере”. С темой родины у С. Есенина связано понимание своей
Поэтической миссии, своей позиции “последнего певца деревни”,
Хранителя ее заветов, ее памяти. Одним из программных, важным для
Понимания темы родины, у поэта стало стихотворение “Спит ковыль”:
“Спит ковыль.
Равнина дорогая
И свинцовой свежести полынь!
Никакая родана другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.
Знать, у всех у нас такая участь,
И, пожалуй, всякого спроси
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси.
Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя,
Но никто под окрик журавлиньй
Не разлюбит отчие поля.
И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.
По ночам, прижавшись к изголовью,
Вижу я, как сильного врага,
Как чужая юность брызжет новью
На мои поляны и луга.
Но и все же новью той теснимый,
Я могу прочувственно пропеть:
Дайте мне на родине любимой,
Все любя, спокойно умереть”.
Стихотворение это датировано 1925 годом, относится к зрелой лирике
Поэта. В нем выражены его сокровенные мысли. В строке “радуясь,
Свирепствуя и мучась” трудный исторический опыт, который выпал на
Долю есенинского поколения. Стихотворение построено на
Традиционно поэтических образах: ковыль как символ русского пейзажа
И одновременно символ тоски, полынь с ее богатой символикой и
Журавлиный крик как знак разлуки. Традиционному пейзажу, в
Котором олицетворением поэзии является не менее традиционный “свет
Луны”, противостоит “новый свет”, скорее абстрактный, неживой,
Лишенный поэзии. И в противоположность ему звучит признание
Лирического героя есенинского стихотворения в приверженности
Вековому деревенскому укладу. Особенно значим у поэта эпитет
“золотой”: “Все равно останусь я поэтом /Золотой бревенчатой избы”.
Он один из наиболее часто встречающихся в лирике С. Есенина, но
Обычно он связан с цветовым понятием: золотой то есть желтый, но
Непременно и с оттенком высшей ценности: “роща золотая”, “золотою
Лягушкой луна”. В этом стихотворении оттенок ценности преобладает:
Золотой не только цвет избы, сколько символ ее непреходящей
Ценности как символа уклада деревенской жизни с присущей ей
Красотой, гармонией. Деревенская изба это целый мир, ее разрушение
Не искупается для поэта никакой заманчивой новью. Финал
Стихотворения звучит несколько риторически, но в общем контексте
Поэзии С. Есенина он воспринимается как глубокое и искреннее
Признание автора. Таким образом, тема родины в поэзии С. Есенина
Развивается от безотчетной, почти подетски естественной
Привязанности к родному краю к осознанной, выдержавшей испытания
Трудным временем перемен и переломов авторской позиции.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Тема родины в творчестве С. Есенина