Образ революционной эпохи в произведениях С. А. Есенина
XX век для нашей страны был судьбоносным, полным потрясений, разочарований. Его начало опалено пожаром революций, изменивших ход всей мировой истории. Именно в ту эпоху довелось творить С. А. Есенину — неподражаемому певцу России, великому патриоту, который всем своим творчеством воспевал «Шестую часть земли С названьем кратким Русь».
Октябрь 1917 года. Эти события не могли не оставить поэта равнодушным. Они вызвали бурю эмоций, стали причиной глубоких переживаний и волнений, и, конечно же, вдохновили на создание произведений, в которых
«В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном», — так пишет Есенин в автобиографии. Действительно, первый период революции, давший крестьянам землю, был принят поэтом благожелательно.
Первым откликом на Октябрьскую революцию была поэма «Преображение», датированная ноябрем 1917 года. Революция представлена началом всего сущего на Земле, началом изобилия и великолепия: «зреет час преображения», поэт с нетерпением ожидает появления «светлого гостя». В поэме «Иорданская голубица», написанной
Стихотворение «Небесный барабанщик» (1919) совсем иное, оно близко к призывно-обличительной лирике пролетарских поэтов. Это — призыв к борцам революции сплотить ряды против врага — «белого стада горилл», угрожающего юной социалистической России: «Смыкайтесь же тесной стеною! кому ненавистен туман, Тот солнце корявой рукою Сорвет на златой барабан». Бунтарский дух, разухабистость и безоглядность сквозят в лихих воззваниях: «Разметем все тучи Все дороги взмесим.». Символы революции «свобода и братство» появляются в стихотворении. Эти строки наполнены пафосом, неукротимым влечением к «новому берегу». Словно лозунг, звучит: «Да здравствует революция На земле и на небесах!» И вновь мы видим, что поэт не уходит от истоков, церковные символы не раз появляются в произведении, облеченные в метафоры: «слюна иконная», «.свечка за обедней Пасхе массы и коммун».
Однако, в отношении революции в скором времени пришло разочарование. Есенин стал смотреть не в будущее, а в настоящее. Революция не оправдала чаяния поэта на недалекий «мужицкий рай», но в ней Есенин неожиданно разглядел иные стороны, которые не мог воспринимать положительно. «Идет совершенно не тот социализм, о котором я думал. Тесно в нем живому, тесно строящему мост в мир невидимый, . ибо рубят и взрывают эти мосты из-под ног грядущих поколений». Что это — предвидение? Не это ли увидели и поняли все спустя десятилетия? Действительно, «большое видится на расстоянье».
«Русь моя, кто ты?» — вопрошает поэт в начале 20-х годов, осознав, что революция принесла деревне не благодать, а разорение. Наступление города на деревню стало восприниматься как гибель всего настоящего, живого. Поэту казалось, что жизнь, при которой родные поля оглашаются механическим ревом «железного коня» противоречит законам природы, нарушают гармонию. Есенин пишет стихотворение «Сорокоуст». Рядом с движущимся по железной дороге вперед железным поездом изо всех сил скачет, стремясь не отстать, маленький смешной жеребенок, символизирующий деревенскую жизнь. Но он неумолимо теряет скорость. «Неужель он не знает, что живых коней Победила стальная конница?»
Поездка за границу вновь заставила поэта переосмыслить постреволюционную действительность. «Теперь в Советской стороне Я самый яростный попутчик» — пишет поэт. Однако, душевные терзания продолжаются. Противоречивость событий вызывает противоречивость чувств, в душе поэта кровоточащая рана, он не в силах разобраться в своих чувствах и мыслях. В стихотворении «Письмо к женщине» Есенин сетует: «С того и мучаюсь, Что не пойму — Куда несет нас рок событий.»
В поэме «Русь уходящая» Есенин восклицает с болью: «Друзья! Друзья! Какой раскол в стране, Какая грусть в кипении веселом!.» Поэт не мог определиться между двумя враждующими станами, окончательно избрать чью-либо сторону. В этом скрывается драматизм его положения: «Какой скандал! Какой большой скандал! Я очутился в узком промежутке.» С одной стороны, он причисляет себе к «питомцам ленинской победы», а с другой заявляет, что готов «задрав штаны, Бежать за комсомолом» с неприкрытой иронией. В поэме «Русь уходящая» с горечью признает Есенин свою ненужность новой России : «Моя поэзия здесь больше не нужна». Тем не менее, он не отрекается полностью от принадлежности к советской России : «Отдам всю душу октябрю и маю.», хотя и не признает себя певцом революции: «но только лиры милой не отдам».
Поэт так и не нашел душевного спокойствия, не смог до конца осмыслить социальные процессы, затронувшие Россию. Лишь одно чувство никогда не покидало его творчество — чувство искренней любви к Родине. Именно этому учит его поэзия. Как заклинание, как молитва звучит в наших сердцах есенинский призыв : «О Русь, взмахни крылами!»