Личное, национальное и общечеловеческое в поэзии С. Есенина

В этом мире я только прохожий,
Ты махни мне веселой рукой.
У осеннего месяца тоже
Свет ласкающий, тихий такой.
С. Есенин
Имя Сергея Есенина знакомо нам с раннего детства. Для меня оно всегда было паролем для вхождения в чу­десный, загадочный и очень близкий мир говорящих дере­вьев, смеющегося утра, поющих трав.
Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
Есенинская лирика глубоко личная, интимная, задушев­ная. Кажется, он ничего

не скрывает от читателя, простые и доверительные слова идут от самого сердца. По стихам Есенина можно проследить весь его жизненный путь: дет­ство, отношение к городу, деревне, Родине, к революции, к поездкам за границу, надежды и разочарования. Сам поэт никогда не скрывал, что его творчество автобиографично: «.Все творчество мое есть плод моих индивидуальных чувств и умонастроений».
О верю, верю, счастье есть!
Еще и солнце не погасло.
Заря молитвенником красным
Пророчит благостную весть.
О верю, верю, счастье есть.
Начало есенинского пути — село Константиново Ря­занской губернии. Природа с ее
живыми красками, повсед­невный крестьянский быт, народная поэзия и народные песни, произведения Пушкина и Лермонтова, Некрасова и Кольцова — вот та почва, на которой развивался само­бытный талант Есенина. Задушевность, простота, тесная связь с природой, мелодичность приближают его стихи к народной поэзии, делают Есенина поистине национальным поэтом.
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа.
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.
С народной поэзией Есенина роднит не только пред­ставление о природе и человеке, но и само отношение к природе и человеку. Поэт никогда не возвышал ни себя, ни остальных людей над миром, пейзажем, животными. Напротив, в его поэзии человек растворен в красоте окру­жающего мира, сам становясь то деревом, то небом, то пти­цей.
По-осеннему кычет сова
Над раздольем дорожной рани.
Облетает моя голова,
Куст волос золотистый вянет.
Ощущая свою крепкую связь с народом, Есенин считал себя «последним поэтом деревни», с болью наблюдая за ее разрушением и упадком после революции, которая, как раньше считал поэт, должна была превратить село в рай для мужиков.
Русь моя, деревенская Русь!
Я один твой певец и глашатай.
Звериных стихов моих грусть
Я кормил резедой и мятой.
Есенину горько было осознавать наступление города на деревню. Поэт считал, что прогресс и промышленность спо­собны убить все живое и прекрасное, насаждая искусствен­ное, механическое, оторванное от природы.
Мир таинственный, мир мой древний,
Ты, как ветер, затих и присел.
Вот сдавили за шею деревню
Каменные руки шоссе.
Проблемы, которые Есенин затрагивал в своем творче­стве: жизнь и смерть, любовь, назначение человека на зем­ле — возвышают его произведения до общечеловеческого, интернационального уровня. В зрелых стихах поэта все чаще появляется мотив увядания, смерти; вместо красави­цы весны и буйного лета — золотая осень и вьюжная зима. Есенин словно предчувствует свою раннюю гибель, поэтому глубоко философские стихотворения по-прежне­му интимны и задушевны.
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь.
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
Творчество выдающегося русского поэта Сергея Есени­на знают во всем мире. Каждый человек может найти в его стихах нужные слова, способные поддержать и обнаде­жить, вселить надежду и оптимизм, напомнить о том, что Родина у каждого — единственная и неповторимая. Все это превращает Есенина в Поэта с большой буквы.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Личное, национальное и общечеловеческое в поэзии С. Есенина