Экзистенциальная проблематика в творчестве Есенина
Борьба между темными и светлыми сторонами души поэта особенно ярко
Выражена им в книге стихов «Москва кабацкая». Она состоит из двух резко
Контрастных по своему содержанию циклов, — «Москва кабацкая» и «Любовь
Хулигана» (1922-1923 года).
Цикл стихов «Москва кабацкая» пронизан ощущением неразрешимых
Пртиворечий жизни, безысходного отчаяния, тоской. В этом цикле Есенин
Изображает «дно» послеоктябрьской жизни, обитатели которого разуверились
Во всем и обречены на гибель. Среди них и сам поэт, который
«Да, теперь решено! Без возврата .» (1922 год), говорит о себе:
«Я такой же, как вы, пропащий,
Мне теперь не уйти назад
Л. Л. Бельская считает, что «Москва кабацкая» выражает тяжесть, боль
Поэта, создается в тяжком надрыве, мучительном искании пути. Все то
Усиливает драматическое напряжение, тяжкую грусть безысходности. Сам поэт в
Состоянии душевной депрессии и подавленности готов перечеркнуть свою жизнь,
Как бесцельную, неудавшуюся.
Эта растерянность, ощущение никчемности, бесмысленности своего
Существования отразились во всех стихотворениях этого цикла. Так, например,
Душевную усталость и равнодушие:
«Грубым дается радость,
Нежным дается печаль.
Мне ничего не надо,
Мне никого не жаль.
Жаль мне себя немного,
Жалко бездомных собак.
Эта прямая дорога
Меня привела в кабак .»
С. Есенин сам прекрасно осознает свою душевную драму, разлад с самим
Собой. Уверенно здесь выступает вперед его «черный двойник», олицетворяющий
Все низкие, темные страсти. Есенин в цикле «Москва кабацкая» сам себя
Характеризует как «забулдыгу», «шарлатана», «скандалиста». В стихотворении
«Все живое особой метой.» (1922 год), он признается:
«. Если не был бы я поэтом,
То, наверное, был мошенник и вор .»
«Двойник Есенина — «похабник и скандалист», подавляет его, заставляя
«ковылять из притона в притон», и это угнетает поэта, он страдает оттого,
Что о нем «прокатилась дурная слава», что окружающие не видят за маской
«шарлатана» и скандалиста» израненную душу. В стихотворении «Я
Обманывать себя не стану.» (1922 год), поэт недоумевает:
«. Отчего прослыл я шарлатаном?
Отчего прослыл я скандалистом?
Не злодей я и не грабил лесом
Не расстреливал несчастных по темницам.
Я всего лишь уличный повеса,
Улыбающийся встречным лицам. «
Есенин противопоставляет себя окружающему миру, ощущает в нем свое
Одиночество, боль от непонимания. Мир он воспринимает как «чужой и
Хохочущий сброд» («Все живое особой мечтой.»)
.
В стихотворении «Ты прохладой меня не мучай.» (1923 год) Есенин с
Горькой иронией подводит итог своей жизни, как неудавшейся, как мечте,
Которую не удалось реализовать, и ему больно, что все, чего он достиг — это
Непонимание окружающих и ощущение собственной ненужности:
«Было время, когда и предместья
Я мечтал по-мальчишески — в дым
Что я буду богат и известен
И что всеми я буду лю