Экзистенциальная проблематика в творчестве Есенина


Борьба между темными и светлыми сторонами души поэта особенно ярко
Выражена им в книге стихов “Москва кабацкая”. Она состоит из двух резко
Контрастных по своему содержанию циклов, – “Москва кабацкая” и “Любовь
Хулигана” (1922-1923 года).
Цикл стихов “Москва кабацкая” пронизан ощущением неразрешимых
Пртиворечий жизни, безысходного отчаяния, тоской. В этом цикле Есенин
Изображает “дно” послеоктябрьской жизни, обитатели которого разуверились
Во всем и обречены на гибель. Среди них и сам поэт, который в стихотворении
“Да, теперь решено! Без возврата .” (1922 год), говорит о себе:
“Я такой же, как вы, пропащий,
Мне теперь не уйти назад
Л. Л. Бельская считает, что “Москва кабацкая” выражает тяжесть, боль
Поэта, создается в тяжком надрыве, мучительном искании пути. Все то
Усиливает драматическое напряжение, тяжкую грусть безысходности. Сам поэт в
Состоянии душевной депрессии и подавленности готов перечеркнуть свою жизнь,
Как бесцельную, неудавшуюся.
Эта растерянность, ощущение никчемности, бесмысленности своего
Существования отразились во всех стихотворениях этого цикла. Так, например,
В стихотворении “Грубым дается радость .” (1923 год) Есенин выражает свою
Душевную усталость и равнодушие:
“Грубым дается радость,
Нежным дается печаль.
Мне


ничего не надо,
Мне никого не жаль.
Жаль мне себя немного,
Жалко бездомных собак.
Эта прямая дорога
Меня привела в кабак .”
С. Есенин сам прекрасно осознает свою душевную драму, разлад с самим
Собой. Уверенно здесь выступает вперед его “черный двойник”, олицетворяющий
Все низкие, темные страсти. Есенин в цикле “Москва кабацкая” сам себя
Характеризует как “забулдыгу”, “шарлатана”, “скандалиста”. В стихотворении
“Все живое особой метой.” (1922 год), он признается:
“. Если не был бы я поэтом,
То, наверное, был мошенник и вор .”
“Двойник Есенина – “похабник и скандалист”, подавляет его, заставляя
“ковылять из притона в притон”, и это угнетает поэта, он страдает оттого,
Что о нем “прокатилась дурная слава”, что окружающие не видят за маской
“шарлатана” и скандалиста” израненную душу. В стихотворении “Я
Обманывать себя не стану.” (1922 год), поэт недоумевает:
“. Отчего прослыл я шарлатаном?
Отчего прослыл я скандалистом?
Не злодей я и не грабил лесом
Не расстреливал несчастных по темницам.
Я всего лишь уличный повеса,
Улыбающийся встречным лицам. “
Есенин противопоставляет себя окружающему миру, ощущает в нем свое
Одиночество, боль от непонимания. Мир он воспринимает как “чужой и
Хохочущий сброд” (“Все живое особой мечтой.”)
.
В стихотворении “Ты прохладой меня не мучай.” (1923 год) Есенин с
Горькой иронией подводит итог своей жизни, как неудавшейся, как мечте,
Которую не удалось реализовать, и ему больно, что все, чего он достиг – это
Непонимание окружающих и ощущение собственной ненужности:
“Было время, когда и предместья
Я мечтал по-мальчишески – в дым
Что я буду богат и известен
И что всеми я буду лю



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Функции педагога.
Сейчас вы читаете: Экзистенциальная проблематика в творчестве Есенина