Стихотворение С. А. Есенина «Русь». (Восприятие, истолкование, оценка)
Сергей Есенин, безусловно, очень талантливый человек, поэт от бога. Нельзя остаться равнодушным к его творчеству. Стихи Есенина легки, мелодичный, образны. Простая русская природа средней полосы России, красота лесов, полей, рек, яркого солнца и ночного неба в разные времена года — все это мы встретим в его поэзии. Поэт искренне любил свою родину: ту небольшую деревеньку в Рязанской области, где он родился и вырос. И этим чувством наполнены многие произведения Есенина.
Стихотворение «Русь» было написано в 1914 году. Это год начала Первой
Стихотворение разделено автором на пять частей. Исходя из построения ком-позиции мы будем анализировать произведение. В первой части Есенин рисует перед читателем незамысловатый деревенский пейзаж. Олицетворение и яркие эпитеты помогают нам представить ветхую деревеньку, которая «потонула в ухабинах», где не избы, а «избенки», «тощие поля». Невеселый пейзаж: «злая
Как совиные глазки, за ветками Смотрят в шали пурги огоньки. И стоят за дубровными сетками Словно нечисть лесная, пеньки.
Но лирический герой любит эту деревеньку и эту землю. Об этом он говорит во второй части. Она имеет кольцевую композицию, начинается с обращения и обра-щением заканчивается. (Мы еще не раз встретим обращение в этом стихотворении):
Но люблю тебя, родина кроткая, А за что — разгадать не могу! И в конце:
Ой ты, Русь моя, милая родина, Сладкий отдых в шелку купырей.
Глагол «люблю» употреблен здесь два раза, это слово подчеркивает чувство поэта. А обращения роднят стихотворение с народной поэзией. В этой части поэт рисует картину летнего вечера, молодого веселья:
Я люблю над покосной стоянкою Слышать вечером гуд комаров. А как грянут ребята тальянкою, Выйдут девки плясать у костров. Загорятся, как черна смородина, Угли-очи в подковах бровей?
В третьей части настроение вновь меняется. Эта часть — кульминация стихотворения. Началась Первая мировая война, и «мирные пахари» вынуждены проститься с сохой и идти на фронт защищать Родину. Особую роль здесь играют постоянные эпитеты, образы-символы, позаимствованные Есениным из народной поэзии: «Черные вороны», «Тучи рваные», «машет саваном пена с озер». Все это предвещает беду, несчастье. Состояние природы перекликается с состоянием души человека. (Так слагались и народные песни):
Загыгыкали бабы слободские, Плач прорезал кругом тишину.
И обращение здесь звучит по-иному. Поэта волнует не только судьба России, но и судьба русского народа:
Вот где, Русь, твои добрые молодцы, Вся опора в годину невзгод.
Эти «добрые молодцы» напоминают сказочных богатырей, они готовы все вынести, все пережить.
Четвертая часть начинается необычным олицетворением и риторическими вопросами:
Затомилась деревня невесточкой — Как то милые в дальнем краю? От чего не уведомят весточкой, — Не погибли ли в жарком бою?
И опять тревожные символы: «Запахи ладана», «Стуки костей».
Но в заброшенную деревушку приходят весточки с фронта, и это огромная радость для односельчан.
В пятой части жители деревеньки ждут возвращения «добрых молодцев» с фронта домой, к привычной жизни:
Они верили в эти каракули,
Выводимые с тяжким трудом,
Нот счастья и радости плакали,
Как в засуху над первым дождем.
Оптимизм переполняет и лирического героя:
Я хочу верить в лучшее с бабами,
Тепля свечку вечерней звезды.
Мы опять встретим обращения, наполненные искренней любовью к родной земле, мирному крестьянскому труду:
Ах поля мои, борозды милые, Хороши вы в печали своей! Припаду к лапоточкам берестяным, Мир вам, грабли, коса и соха!
Последняя строфа стихотворения перекликается со второй частью, это своеобразный несколько измененный повтор:
Ой ты, Русь, моя родина кроткая, Лишь к тебе я любовь берегу. Весела твоя радость короткая С громкой песней весной на лугу.
Стихотворение написано трехсложным размером — анапестом, что придает ему особую напевность и мелодичность. Много общего у этого произведения с народной поэзией. Это и эпитеты, подобные фольклорным: «черные вороны», «добрые молодцы», «мягкие травы», это и слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «лапоточки», «избенки», «невесточка», «грамотка», устаревшие формы глаголов, например, «собирался», особая песенная лексика: «затмилась», «несметные», «заветные», «родимые», краткие формы прилагательных,:»черна смородина». Также мы встречаем лексику разговорной речи: «гаркнут», «загыгыкали», «пихали», «каракули», и высокие книжные слова: «годину невзгод», «думы несметные». Такое смешение лексики делает неповторимым язык поэта.
Сергей Есенин живет вместе со своей страной, ее бедами и радостями. И история одной незаметной деревеньки — это и история России. Поэт искренне любит свою Русь и верит в ее светлое будущее.