Родина и революция в лирике С. Есенина

С. Есенин — великий, самобытный, истинно русский поэт. Тема Родины всегда была основной в его творчестве, проникнутом глубокой любовью к деревенской, «избяной» Руси, к простой красоте русской природы. Нехитрый крес­тьянский быт, такие же бесхитростные, открытые люди, заливные луга и голубые озера окружали поэта с детства и взлелеяли его необыкновенный поэтический талант.
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы, затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
Октябрьскую революцию С. Есенин принял с

радостью, связывал с ней большие надежды на обновление деревни, жителям которой приходилось зарабатывать на жизнь тя­желым трудом, они часто бедствовали. Поэт верил, что Ок­тябрь положит конец нищете крестьян и ознаменует нача­ло мужицкого рая. Поэтому стихи Есенина, посвященные революции, полны нескрываемой радости и восторга.
Листьями звезды льются
В реки на наших полях.
Да здравствует революция
На земле и на небесах!
В автобиографии «О себе» Есенин писал: «В годы рево­люции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном». Это означало, веро­ятно, мечты поэта
на построение «нового мира» именно в деревне, тесно связанной с патриархальными традициями, поскольку город всегда был чужд Есенину как источник всего искусственного, железного, дыма и грохота.
Но надеждам поэта не суждено было сбыться. Рево­люция потребовала многих кровавых жертв, а деревне принесла новые беды и разруху. С тоской и смятением Есенин оглядывается вокруг, переживая глубокий духов­ный кризис, вызванный непониманием революционной действительности. Следствием этого в его поэзии появ­ляются мотивы усталости, одиночества, трагической бе­зысходности.
Не жалейте же ушедших,
Уходящих каждый час —
Там на ландышах расцветших
Лучше, чем в полях у нас.
Крушение надежд на лучшую жизнь заставляет Есени­на искать забвение в разгуле и пьянстве, ему не пишется. И все же поэт стремится преодолеть эти упаднические на­строения, принять новую жизнь.
Пора приняться
Мне за дело,
Чтоб озорливая душа
Уже по-зрелому запела.
И пусть иная жизнь села
Меня наполнит
Новой силой.
Побывав в деревне, Есенин слушает рассуждения крес­тьян о революции, пытаясь найти ответы на мучающие его вопросы. Он видит, что старой, патриархальной, милой его сердцу деревне грозит гибель, поскольку железный грохо­чущий город наступает на «мир таинственный», что «за шею деревню» уже сдавили «каменные руки шоссе».
Скоро заморозь известью выбелит
Тот поселок и эти луга.
Никуда вам не скрыться от гибели,
Никуда не уйти от врага.
Вот он, вот он с железным брюхом
Тянет к глоткам равнин пятерню.
В 1922 году, вернувшись из заграничной поездки, Есе­нин сумел взглянуть на послереволюционную реальность по-новому. В отрыве от Родины поэт сумел оценить могу­щество технического прогресса, невозможного без городов и машин. Есенин понимает необходимость не только воз­рождения, но и обновления деревни путем проведения ее через «каменное и стальное».
Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям!
Нищету твою видеть больно
И березам и тополям.
Есенин создает своеобразную трилогию: «Возвращение на родину», «Русь советская» и «Русь бесприютная», в кото­рых размышляет о Родине, о жизни в селе. Поэт уже не оплакивает уходящую Русь, поскольку видит, что жизнь здесь идет не так, как раньше, но и не так, как он себе представлял. Новые песни, новые слова заставляют Есени­на почувствовать себя почти чужим, иностранцем в род­ном краю, среди народа, который раньше поэт знал, как самого себя.
Ведь я почти для всех здесь пилигрим угрюмый
Бог весть с какой далекой стороны.
Но жизнь в деревне идет своим чередом, и Есенин по­нимает, что Родина помолодела, обновилась. Поэт благо­словляет эту новую жизнь: «Цветите, юные! И здоровейте телом! У вас иная жизнь, у вас другой напев.» Возрожда­ется и вера в победу революции, но Есенин не уверен, что в этом молодом и активном мире для него будет место. И все же: «Приемлю все. Как есть все принимаю. Отдам всю душу октябрю и маю.»
Поэт, бесконечно любящий родину, сумел преодолеть сомнения и не растерять своего огромного чувства привя­занности даже в жестоких жизненных коллизиях, потому что верил, что справедливость, доброта и, главное, красота должны в конце концов восторжествовать.
Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, —
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Родина и революция в лирике С. Есенина