Родина и революция в лирике С. Есенина
С. Есенин — великий, самобытный, истинно русский поэт. Тема Родины всегда была основной в его творчестве, проникнутом глубокой любовью к деревенской, «избяной» Руси, к простой красоте русской природы. Нехитрый крестьянский быт, такие же бесхитростные, открытые люди, заливные луга и голубые озера окружали поэта с детства и взлелеяли его необыкновенный поэтический талант.
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы, затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
Октябрьскую революцию С. Есенин принял с
Листьями звезды льются
В реки на наших полях.
Да здравствует революция
На земле и на небесах!
В автобиографии «О себе» Есенин писал: «В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном». Это означало, вероятно, мечты поэта
Но надеждам поэта не суждено было сбыться. Революция потребовала многих кровавых жертв, а деревне принесла новые беды и разруху. С тоской и смятением Есенин оглядывается вокруг, переживая глубокий духовный кризис, вызванный непониманием революционной действительности. Следствием этого в его поэзии появляются мотивы усталости, одиночества, трагической безысходности.
Не жалейте же ушедших,
Уходящих каждый час —
Там на ландышах расцветших
Лучше, чем в полях у нас.
Крушение надежд на лучшую жизнь заставляет Есенина искать забвение в разгуле и пьянстве, ему не пишется. И все же поэт стремится преодолеть эти упаднические настроения, принять новую жизнь.
Пора приняться
Мне за дело,
Чтоб озорливая душа
Уже по-зрелому запела.
И пусть иная жизнь села
Меня наполнит
Новой силой.
Побывав в деревне, Есенин слушает рассуждения крестьян о революции, пытаясь найти ответы на мучающие его вопросы. Он видит, что старой, патриархальной, милой его сердцу деревне грозит гибель, поскольку железный грохочущий город наступает на «мир таинственный», что «за шею деревню» уже сдавили «каменные руки шоссе».
Скоро заморозь известью выбелит
Тот поселок и эти луга.
Никуда вам не скрыться от гибели,
Никуда не уйти от врага.
Вот он, вот он с железным брюхом
Тянет к глоткам равнин пятерню.
В 1922 году, вернувшись из заграничной поездки, Есенин сумел взглянуть на послереволюционную реальность по-новому. В отрыве от Родины поэт сумел оценить могущество технического прогресса, невозможного без городов и машин. Есенин понимает необходимость не только возрождения, но и обновления деревни путем проведения ее через «каменное и стальное».
Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям!
Нищету твою видеть больно
И березам и тополям.
Есенин создает своеобразную трилогию: «Возвращение на родину», «Русь советская» и «Русь бесприютная», в которых размышляет о Родине, о жизни в селе. Поэт уже не оплакивает уходящую Русь, поскольку видит, что жизнь здесь идет не так, как раньше, но и не так, как он себе представлял. Новые песни, новые слова заставляют Есенина почувствовать себя почти чужим, иностранцем в родном краю, среди народа, который раньше поэт знал, как самого себя.
Ведь я почти для всех здесь пилигрим угрюмый
Бог весть с какой далекой стороны.
Но жизнь в деревне идет своим чередом, и Есенин понимает, что Родина помолодела, обновилась. Поэт благословляет эту новую жизнь: «Цветите, юные! И здоровейте телом! У вас иная жизнь, у вас другой напев.» Возрождается и вера в победу революции, но Есенин не уверен, что в этом молодом и активном мире для него будет место. И все же: «Приемлю все. Как есть все принимаю. Отдам всю душу октябрю и маю.»
Поэт, бесконечно любящий родину, сумел преодолеть сомнения и не растерять своего огромного чувства привязанности даже в жестоких жизненных коллизиях, потому что верил, что справедливость, доброта и, главное, красота должны в конце концов восторжествовать.
Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, —
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».