Философские мотивы в творчестве Есенина

Имя Сергея Есенина прочно связано в нашем представ­лении с характеристикой, данной им самим: «Я — пос­ледний поэт деревни». Его светлые, живые, красочные стихотворения воспевают природу милой поэту Родины, простой и гармоничный уклад деревенской жизни. Но это далеко не полный портрет Есенина как поэта.
В его творчестве размышления над глубокими фило­софскими вопросами переплелись с созерцанием и на­слаждением природой. Скоротечность людской жизни и неизбежный наш уход поэт так естественно отразил в символе листопада:
Все мы,

все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь.
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
(«Не жалею, не зову, не плачу.»)
Характерная черта мировоззрения Есенина — великая любовь к жизни, ко всему, что эта жизнь ему подарила:
Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве
И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.
(«Мы теперь уходим понемногу.»)
Есенин глубоко религиозен, и представление о загроб­ной жизни у него светлое: «Мы теперь уходим понем-ногу В ту страну, где тишь и благодать» («Мы теперь уходим
понемногу.»). Но как бы ни был прекрасен Рай, для поэта ничто не может быть краше и милее родной земли:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою».
(«Гой ты, Русь моя, родная.» )
Поэт размышляет об изменении взглядов на мир с воз­растом, задумывается над своей жизнью, поражается пе­ременам в себе в стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу.»:
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя? иль ты приснилась мне?
Молодость с ее задором и размахом, «половодьем чувств», безвозвратно ушла, но поэт ни о чем не сожале­ет, принимая все с любовью.
Неоднократно повторяется в творчестве Есенина мотив гармонии человеческой жизни с природой и неприязненное отношение к «наступлению» города на село, железа на нежную, живую плоть природы. Наиболее ярко отра­жена такая позиция в произведении «Сорокоуст»: «Идет, идет он, страшный вестник, Пятой громоздкой чащи ло­мит», «Вот он, вот он с железным брюхом, Тянет к глот­кам равнин пятерню». Образ задымленного, громыхаю­щего паровоза, мчащегося по полю, так не вписывается в идиллическую, умиротворенную картину! Куда милее поэту жеребенок, скачущий вслед за поездом. Но время его уходит: «.за тысячи пудов конской кожи и мяса Покупают теперь паровоз», — с неприязнью говорит ав­тор.
Нельзя сказать, что Есенин — противник прогрес­са. Но только что-то прогресс этот совсем не такой, как хотелось бы! Тонкая натура Есенина предчувствует, что цивилизация свернула не в ту сторону, начав вредить природе, утратив гармонию и единство с ней. И раз­ве он не оказался прав? Будто зная, что этот железный гость — индустриальный мир — натворит еще много бед и катастроф, он восклицает в сердцах:
Черт бы взял тебя, скверный гость!
Наша песня с тобой не сживется.
Жаль, что в детстве тебя не пришлось
Утопить, как ведро в колодце.
Сергею Есенину удалось удивительным образом соеди­нить размышления о судьбе человека, его жизни и смер­ти, о прошлом и будущем с высокохудожественной ли­рикой его мелодичных стихов. Авторское видение мира раскрывается в каждом штрихе

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Философские мотивы в творчестве Есенина