Образ Родины в лирике С. А. Есенина
Поэтам дано великое право воспевать Родину, и когда они пишут искренне, отдавая этому все силы своей души, у них рождается незабываемые стихи, проникнутые теплотой, доброй любовью к родине.
Тема эта безбрежна. Великими певцами России мы называем А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, Блока. Великолепны стихи Евгения Евтушенко, Николая Рубцова, Юлии Друниной. Для меня открытием стала Русь С. А. Есенина. В валенках, лазоревой косоворотке явился он из «вековой тишины», из таинственных самородных глубин России. Есенин, родившийся «.с
О Русь — малиновое поле И синь, упавшая в реку, — Люблю до радости, до боли Твою озерную тоску.
Сам Есенин признавался: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — главное в моем творчестве». Русь Есенина — это ощущение красоты, гармонии, раздолья. Есенинский взгляд на мир — светлый и грустный одновременно. Это потому, что сам родной край внешне неброский и бедный. Но он близок сердцу: «Топи да болота, Синий плат небес».
Время Есенина — время крутых перемен в истории России. «В годы революции был всецело
Судьба Родины видится ему мощной и светлой: «Верьте, победа за нами, Новый берег недалек».
Но революция не торопилась оправдать надежды поэта на скорый «мужицкий рай», но зато в ней проявилось много такого, чего Есенин положительно воспринимать не мог. Он пишет, что «история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал.»
Вскоре Есенин создает стихотворение «Сорокоуст», (1920) первая часть которого наполнена предощущением надвигающейся беды: «Трубит, трубит погибельный рог! Как же быть, как же быть теперь нам.»
Затем появляется образ жеребенка как символ старой патриархальной деревни, еще не осознавшей переход к новой жизни: он «соревнуется» с «чугунным конем — поездом «.
Милый, милый, смешной дуралей, Ну куда он, куда он
Гонится? Неужель он не знает, что живых коней Победила
Стальная конница?
В заключительной 4-й части стихотворения предчувствие беды усиливается и приобретает трагическую окраску: «Головой размозжась о плетень, Облилась кровью ягод рябина.»
В 1922-1923 гг. Есенин совершил большое путешествие по Европе и Америке. Достижения индустрии на Западе не могло не впечатлить поэта, и ему «показался смешным и нелепым тот мир, в котором он жил раньше.
Стихи последних лет жизни наполнены меланхолией, грустью, предчувствием конца. . Но поэт не жалеет, что именно так прошла его жизнь:
Кого жалеть? Ведь каждый в мире — странник Не жаль мне лет, растраченных напрасно.
Но в душе поэта — смятенье, исцелить которое может лишь родная сторона:
И мечтаю только лишь о том, Чтоб скорее от тоски мятежной Воротиться в низенький наш дом.
Все-таки вот где отрада, бальзам для израненной души — в крестьянской избе, с нее начинается Родина для Есенина. Лишь мать для него «несказанный свет», выражение умиротворения и святости.
И все же душа поэта так изранена, что в лирике появляются совершенно новые ноты. Все вокруг кажется «нездоровым, хилым, низким». Но поэт не отрекается от всего, что открывается взору: «Это все мне родное и близкое», «Это все, что зовем мы Родиной» («Этой грусти теперь не рассыпать», 1924)
В стихотворении «Неуютная, жидкая лунность» (1925) мотив разочарования проявляется еще ярче:
Равнодушен я стал к лачугам, И очажный огонь мне не мил.
«Равнодушен», «не мил», «разлюбил» — вот слова, которые теперь выражают отношение поэта к родной стороне. Столь же негативную окраску обретают и эпитеты: лунный свет оказывается неуютным и чахоточным, равнины — наводящими тоску, вербы — усохшими, поля — бедными.
Поэт оглядывается назад, пытаясь разобраться в том, «что сталось в стране», оглядывает свой край, который «тих после бурь, после гроз». («Несказанное, синее, нежное», 1925).
Одно из последних стихотворение Есенина «В этом мире я только прохожий», посвященное сестре Шуре, заканчивается словами:
. любить не отдельно, не врозь — Нам одною любовью с тобою Эту родину привелось.
Читая эти стихотворения, поражаешься противоречивым чувствам, терзающим душу Есенина. Мне кажется, что неприятие родной стороны шло больше от головы, от сознания, душой же поэт оставался с милой сердцу старой живой деревней, о чем лишний раз свидетельствует стихотворение «Спит ковыль.», в котором Есенин как бы вопреки всему заклинает: «Все равно остался я поэтом Золотой бревенчатой избы».
За стихами Есенина встает его время, его эпоха. Почти столетие живет неповторимое есенинское песенное слово, но, все, что он воспевает, глубоко касается каждого из нас. Человек, прикоснувшийся к его поэзии, становится богаче душой, ибо нет ничего прекрасней и святее, чем любовь к родной земле.