Идея жертвенности в романе Достоевского «Преступление и наказание»
В романе «Преступление и наказание» Идея жертвенности» это — Соня Мармеладова и ее мачеха, Катерина Ивановна, Дуня, сестра Родиона Раскольникова, и сам Раскольников, несмотря на затмившую его разум идею. Достоевский осуждает теорию Раскольникова, приведшую героя к преступлению, но искренне симпатизирует самому Раскольниковому как человеку. Раскольников крайне отзывчив ко всем человеческим страданиям. Постоянно голодая, Родион делится последними грошами с семьей Мармеладовых, именно под впечатлением безысходной судьбы этой семьи
Об этом ярче всего говорит сон, приснившийся Раскольникову накануне убийства. Он увидел себя маленьким мальчиком, ставшим свидетелем того, как озверелые пьяные мещане насмерть забивают лошадь. «Мое добро! — кричит Миколка, с ломом в руках и с налитыми кровью глазами. Он стоит, будто жалея, что уж некого больше бить». А мальчик бежит к лошади, «обхватывает ее мертвую, окровавленную морду и целует ее, целует ее в глаза, в губы. Потом вдруг вскакивает и в исступлении бросается с своими кулачонками на Миколку».
Раскольников не хочет убивать, отказывается от своего дикого замысла, но целая цепь — случайностей, как нарочно, создает благоприятные условия для преступления, и его измученный голодом и болезнью рассудок подчиняется стечению обстоятельств. Получается, что Раскольников совершает преступление как бы невольно, повинуясь-какой-то внешней силе. Эта внешняя сила — овладевшая им идея. Таким образом, в романе «Преступление и наказание» Достоевский осудил не только существующий порядок, при котором бедным людям некуда податься («.идти больше некуда! Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти»,- говорит Мармеладов), но и идею «топора», революционного насилия, к которому призывал Чернышевский.
Выход, предлагаемый Достоевским,- путь христианского страдания и смирения. Эту реакционную тенденцию в романе выражает Соня Мармеладова. Раскольников спорит с ней, но фактически он тоже, в какой-то степени, становится на этот путь. На преступление его толкает не только «наполеоновское» стремление к власти, но и идея жертвенности. Он сам — главная жертва преступления, взвалившая на свою совесть непосильную тяжесть. Эта жертва оказалась напрасной — с общественной точки зрения, но автор проводит своего героя через искупление страданием к раскаянию и возрождению.