Раскольников есть истинно русский человек

В литературе жанр трагедии всегда предполагает конфликт героя с окружающим миром, и если задаться вопросом, отчего проистекает трагедия личности, то можно выяснить, что разные писатели по-своему решали для себя этот вопрос. В частности, последователи «натуральной школы», такие, как Тургенев, Белинский, Панаев, Некрасов, полагали, что все беды человека вызваны средой, в которой он живет, то есть конфликт личности и мира возникает из-за неправильности жизни и имеет исключительно внешний характер.
Достоевский же, будучи и сам выходцем из

«натуральной школы», опровергал абсолютное влияние среды на человека, считал, что личность сама несет ответственность за свою жизнь и, в той или иной мере, является причиной собственной трагедии, проистекающей не только от несовершенства окружающей среды, ибо неприятие человеческой жизни, его «восстание» против нее порождается и определенным характером героя, складом ума, особым состоянием неудовлетворенности или разочарованности. Таким образом, Достоевский кроме неблагополучия внешнего предполагает и неблагополучие внутреннее, конфликт в душе героя, что уже само по себе нередко является трагедией, и на
примере многих своих героев, в том числе и Родиона Раскольникова, доказывает это.
Раскольников — главный герой историко-философского, социально-психологического романа «Преступление и наказание», и с помощью этого образа Достоевским решается множество разного рода проблем. Поэтому Раскольников как личность сложен и противоречив. Уже в его фамилии, специально выбранной Достоевским, воплощена суть его натуры, символизируется «раскол личности» героя, его двойственность и даже парадоксальность. Как сказал друг Раскольникова Разумихин, «точно два противоположные характера в нем поочередно сменяются».
По натуре нравственный, обладающий добрым сердцем, способный на сострадание, Раскольников, всегда готовый защитить мать и сестру, бросившийся в пожар на спасение детей, отвергает всякое насилие. В одном его сне, где ожили воспоминания детства, герой вспоминает, как нестерпимо жаль ему было забитую мужиками лошадь и он, не имея тогда возможности остановить их, будто клянется более не допускать подобного. Но вместе с тем, будучи амбициозным и тщеславным, «ужасно высоко себя ценящим» и в то же время «задавленным бедностью», не имеющим никаких возможностей и перспектив, Раскольников, желая «получить все сразу», считает себя не вправе мириться с обстоятельствами своей жизни и испытывает к ней «чувство глубочайшего омерзения». После долгих размышлений, осознавая в себе неординарный ум, необыкновенные способности, видя свое нищенское, жалкое положение, наблюдая окружающий его мир, полный слез, страданий и несправедливости, где такие девушки, как Соня Мармеладова, чистая и непорочная, вынуждены предаваться разврату, чтобы спасти от голода семью; мир, который и сестру героя, Дуню, заставляет жертвовать собой, выходя замуж за нелюбимого человека, мир, жестокий и к самому герою, не оставляющий ему шансов изменить свою жизнь, Раскольников приходит к выводу «во что бы то ни стало решиться хоть на что-нибудь или отказаться от жизни совсем, послушно принять судьбу, как она есть.».
В уме его рождается необычная теория: желая усовершенствовать мир, создать «царство Нового Иерусалима» и в то же время получить власть в нем, повелевать, как это делал восхищавший героя Наполеон, Раскольников в своей теории делит человечество на «тварей

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Раскольников есть истинно русский человек