Мысль о фантастической в поэме-романе «Подросток»
Толчок к появлению чаемого героя как бы совершенно случайный: речь идет о рецензии Авсеенко на исторический роман Евгения Салиаса «Пугачевцы», напечатанный в апрельской книжке «Русского вестника» за 1874 год. Авсеенко в восторге от романа, ставит его на один уровень с «Войной и миром» Толстого. Восхищается Авсеенко особенно образом князя Данилы: «гордого, бешеного, своенравного, смелого и умного». Восемнадцати лет этот Данилл был отвезен оптом в Петербург и поручен покровительству графа Румянцева. Данила делает быструю карьеру:
И
«Не понимают они хищного типа», пишет Достоевский, ни Салиас, ни Авсеенко. Князь Данила слишком слаб для хищного типа. Вот какой он должен быть, читаем мы дальше:
«Хищный тип (1875 года). Страстность и огромная широкость. Самая подлая грубость с самым утонченным великодушием. И между тем, тем и сила этот характер, что эту бесконечную широкость преудобпо выносит, так что ишет, наконец, груза и не находит. И обаятелен и отвратителен».
«Думать об этом типе. 4 мая 1874 г.» — записано очень крупным почерком (несколько в стороне от предыдущей записи). Оттолкнувшись от образа князя Данилы Салиаса, начинает Достоевский строение характера центрального героя своего будущего романа. Но тут он вступает на путь, однажды уже пройденный им. «Огромная широкость». «И обаятелен и отвратителен». И особенно то, что «ищет наконец груза и не находит». Это все черты Принца Гарри в «Бесах», красавца, с лицом, похожим на маску. Связь будущего «хищного тип» со Ставрогиным Достоевский тут же подчеркивает: Ставрогин — поставлено в скобках под предыдущей записью. И к Ставрогину же, к целому ряду мотивов его сюжетной линии восходит и следующая запись, здесь же, несколько в стороне: «снес пощечину, бесчестил, выносил великие впечатления».
Но самое главное — это «красный паучок» Ставро-гина, символ всего пережитого и передуманного им в ту минуту, когда впервые зародилась у него мысль о возможности спасения от нравственной гибели в акте публичного покаяния, в «исповеди» (VII, 555-586). 1 Асис и Галатея Клода Лорена, золотой век, прекрасное детство человечества, лицо, смоченное слезами сострадания к погубленному им ребенку, — словом, все то, что осталось неиспользованным в «Бесах», снова возникло теперь в художественном воображении писателя: над словом «Ставрогин» здесь и стоит: «красный жучок»; тема «Исповеди» (как увидим дальше) и сделается на долгое время основным сюжетным стержнем в истории жизни становящегося «хищного типа».