ЧИЧИКОВ, ГОЛОВЛЕВ, ИОНЫЧ
А. П.Чехов принадлежат к числу выдающихся русских писателей, изображающих жизнь дворянства, и выделяются беспощадностью отрицания того социального зла, которое было порождено в России господством помещиков. В своих гениальных произведениях они с непревзойденной остротой разоблачали пагубное, развращающее влияние собственности и паразитизма на человеческий характер, показали неизбежность нравственного и физического разрушения паразитической личности.
Н. В.Гоголь принадлежит к числу величайших деятелей русской
Классической литературы.
Хищничество. По «крайнему разумению и искреннему, горячему убеждению» В. Г.Белинского, «Мертвые души» стоят выше всего, что было и есть в русской литературе.» «Мертвые души» были вершиной не только творчества Гоголя, но и наиболее крупным произведением реализма первой половиы XIX века, они оказали определяющее влияние на всю последующую русскую литературу и искусство, развивающиеся под знаменем реализма.
М. Е.Салтыков-Щедрин показал в своем романе «Господа Головлевы» «мертвые
Души» на более поздней стадии их исторического разложения и как революционный демократ-просветитель отрицал их с высоты более высоких общественных идеалов. Разложение помещичьего класса Салтыков-Щедрин представил в форме истории морального оподления и вымирания одного семейства землевладельцев-эксплуататоров. Распад связей в области семейно-родственных отношений, где даже от порочной личности естественно ожидать некоторое проявление человечности, сатирик избирает в качестве одного из самых убедительных свидетельств нравственного падения и исторической обреченности паразитического класса. Головлевщина это саморазложение жизни, основанной на паразитизме, на угнетении человека человеком. От главы к главе рисует Салтыков-Щедрин картины тирании, нравственных увечий, одичания, следующих одна за другой смертей, все большего погружения головлевщины в сумерки. И на последней странице: ночь, в доме ни малейшего шороха, на дворе мартовская мокрая метель, у дороги — закоченевший труп головлевского владыки Иудушки, «последнего представителя выморочного рода». Порфирий Головлев, прозванный в семье еще с детства Иудушкой, — главный герой романа. Черты бессердечного стяжательства развились в Иудушке до предельного выражения. Его нравственное одеревенение было так велико, что он без малейшего содрогания обрекал на гибель поочерелно каждого из своих сыновей Владимира, Петра и внебрачного сына Володьку. В категории людей-хищников Иудушка представляет наиболее отвратительную разновидность, являясь хищником-лицемером. Его хищные вожделения и «кровопийственные» махинации всегда глубоко спрятаны, замаскированы сладеньким пустословием и выражением внешней преданности и почтительности к тем, кого он наметил в качестве своей очередной жертвы. Это полное олицетворение ничтожества держит в страхе окружающих, господствует над ними, побеждает их и несет им гибель. Ничтожество приобретает значение
Страшной, гнетущей силы и происходит это, потому, что оно опирается на крепостническую мораль, на закон и религию. Попирание Иудушкой всех норм человечности несло ему возмездие, неизбежно вело ко все большему разрушению личности. В своей деградации он прошел три стадии нравственного распада: запой празднословия, запой праздномыслия и пьяный запой, завершивший позорное существование «кровопивца». Образ Иудушки Головлева — символ социального и морального распада дворянства.
Новелла А. П.Чехова «Ионыч»
Продолжает и углубляет тему внутреннего перерождения, опошления интелигентав обывательской среде, засасывающей, губящей человека. Чехов доказывает, что умный, образованный человек может опошлиться, нравственно угаснуть не только если в его жизни нет дела, труда, цели, но и в том случае, если этот труд, дело направлены к достижению неизменной цели — личного обогащения. Чехов показывает, как атмосфера русской жизни заглушает все нравственно-хорошее и здоровое в человеке. Обстановка, которая с самого начала окружает доктора Старцева в городе С., мало благоприятна для развития молодого человека. Беда и одновременно вина Старцева, будущего Ионыча, заключалась в том, что он перестал внутренне сопротивляться, оказался слишком восприимчивым и податливым к окружающей пошлости. Вместе с оскудением души Старцева исчезают всякие связи с красотой, музыкой, природой. Любимым его занятием становится пересчитывание денег по вечерам. Он равнодушен ко всем окружающим и к самому себе. В конце новеллы перед нами настоящий стяжатель, которого «жадность одолела». Перед нами врач, утративший свое главное качество — человеколюбие. В конечном счете жизнь оборачивается беспощадной стороной и для самого Ионыча. Да, он богат, у него «есть имение и два дома в городе», но он одинок,»живется ему скучно, ничего его не интерисует». И самое главное — он теряет память о прошлом, забывает свою любовь, которая «была его единственной радостью и, вероятно, последней». Ионыч отрекся от своей культурности, интеллигентности, от своего дела и своей любви. Перед нами беспощадно суровый рассказ о человеке, который перестал сопротивляться окружающей среде и перестал быть человеком.
Так на протяжении истории русской литературы XIX века лучшими писателями критического реализма, чье творчество стало классикой литературы, остро и беспощадно разоблачалось общество, порождающее чичковых, иудушек и ионычей,
Изображалось положение класса, отжившего свой век, и вместе с тем, коварное оружие, к которому прибегают вообще паразитические слои общества в борьбе за сохранение своих прерогатив, за укрепление своего пошатнувшегося положения в обществе.