Женские образы в рассказе И. А. Бунина “Легкое дыхание”

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Ф. Тютчев
Очень необычным мне кажется рассказ И. А. Бунина “Легкое дыхание”. Он действительно легок и прозрачен, словно вся жизнь Оли Мещерской – главной героини рас­сказа, о которой мы с самого начала знаем, что она уже умерла. Не правда ли, странное соседство: смерть и ощу­щение легкости, невесомости?
Оля любила жизнь, принимая ее такой, какая она есть. Да это в общем-то и понятно: у молодой гимназистки радостей и надежд гораздо больше, чем огорчений и разо­чарований. К тому же ей, действительно, повезло: она была хорошенькой, из богатой семьи. И все же Оля выделялась из беспечной и веселой толпы девочек своего возраста. “Она ничего не боялась” и поэтому всегда была открыта, естественна, легка, привлекая к себе внимание окружаю­щих жизнелюбием, блеском ясных глаз, изяществом дви­жений.
Рано развившись физически, превратившись в очаро­вательную девушку, Оля Мещерская интуитивно стреми­лась к наполнению своей души чем-то возвышенным, светлым, но у нее не было ни опыта, ни надежных советчиков, поэтому, верная себе, она все хотела испробо­вать самостоятельно. Не отличаясь ни коварством, ни хитростью, она легкомысленно порхала между кавалера­ми, получая бесконечное удовольствие от осознания соб­ственной женственности. Да, она очень рано почувство­вала себя женщиной, но разве

это плохо? Любить и быть любимой, находить счастье и силу во внутреннем ощу­щении принадлежности к слабому полу – разве не нужно многих учить этому специально даже сегодня? Однако, не умея еще вовремя останавливаться в своих экспериментах, Оля слишком рано для еще неокрепшей души познала и физическую сторону любви, что стало для нее самой неприятной неожиданностью: “Я не пони­маю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход. Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!.” Мне кажется, что случившееся было для Ольги первым тяжелым ударом в ее жизни, вызвавшим жес­токую душевную драму. Не умея ничего делать вполсилы, отдаваясь мыслям и чувствам полностью, без остатка, Оля, вероятно, возненавидела себя за неосознанный про­ступок. Ведь нельзя же поверить в случайность того, что она показала страшные страницы дневника влюбленному в нее офицеру, который, потеряв от ревности и оскорблен­ного самолюбия голову, выстрелил в нее?!Олю сравнивает Бунин с легким дыханием, которое “рассеялось в мире”, в небе, ветре, то есть в жизни, которой она всегда безраздельно принадлежала. И ка­ким контрастным кажется образ ее классной дамы, “немолодой девушки”, чьего имени мы даже не знаем. Она давно жила “какой-нибудь выдумкой, заменяющей ей действительную жизнь”. Теперь ее мечтой, предметом ее неотступных дум и чувств стала Оля, чью могилу она посещает так часто.
Два женских образа, таких непохожих, стоят у меня перед глазами после прочтения короткого рассказа: рано развившаяся женщина и седая “немолодая девушка”, жизнь и мечта о жизни, половодье чувств и придуманный, иллю­зорный мир собственных ощущений. Легкое дыхание и кислородная маска.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Диалектика души образ князя андрея болконского.
Сейчас вы читаете: Женские образы в рассказе И. А. Бунина “Легкое дыхание”