Художественный разбор произведения И. Бунина «Темные аллеи»
Можно начать с традиционного вступления о внимании Бунина к теме любви. Затем — анализ рассказа по эпизодам.
Первая часть — до сцены узнавания. Портретная характеристика героев. Роль деталей. Описание горницы как часть характеристики хозяйки. Социальные роли героев четко определены: к герою обращаются «ваше превосходительство», к героине — «Эй, кто там!». Общение в рамках ролей.
Часть вторая. Сцена узнавания. Первые впечатления героя. Надежда — бывшая крепостная, выросшая при господах, которую тридцать лет назад обольстил
Третья часть. Отъезд и разговор с ямщиком. Постепенное восстановление сословных перегородок: герой стыдится своих слов и того, что поцеловал у некогда любимой женщины, а теперь содержательницы постоялой гостиницы руку. Оценка ситуации, как часто у Бунина, дается не автором и не главными героями, а как бы со стороны — в словах ямщика: «И она, говорят, справедлива на это. Но крута! Не отдал вовремя — пеняй на себя». За измену любимой Николай расплатился впоследствии разрушенной личной жизнью. Случайная встреча дает ему возможность подняться над ситуацией, увидеть истинную ценность своей жизни, но герой пугается осознания и вновь прячется в привычные границы социальных условностей.
Любить — значит сохранять верность себе. Измена любви влечет за собой расплату, ценой которой может стать вся жизнь, и в первую очередь ощущение ненужности, отчуждение человека от самого себя. Человеку дается в жизни возможность осознания, но он страшится ее и прячется в границах привычного мирка.