Как меняется образ автора повествователя в рассказе “Антоновские яблоки”

Одна из особенностей художественной манеры Бунина – лиричность его прозы. Во многих рассказах писателя главным является не сюжет, а откровенное выражение авторских чувств по отношению к героям и событиям. В таких произведениях скрепляющим элементом текста становится не только последовательность событий, но и чувства автора – его мысли, воспоминания, ассоциации. “Антоновские яблоки” – это психологический рассказ, который имеет форму внутреннего монолога и передает чувства лирического героя-автора. “Антоновские яблоки” – это воспоминание автора о недавнем прошлом – о старинных дворянских усадьбах, которые так милы сердцу рассказчика.
Основное настроение в рассказе – светлая грусть о невозвратимом времени, светлая, потому что автор вспоминает не о жестокости крепостного права в дворянских усадьбах, а лишь о том, что “достойно памяти”, о том, что обычно вспоминает человек из своей прошедшей жизни. Особенность памяти состоит в том, что от детства и юности на всю жизнь остаются добрые и приятные воспоминания, ибо тогда человек был еще молод, еще здоров, полон надежд и сил.
“Антоновские яблоки” состоят из главок, в которых описывается осенняя природа сентября, октября, ноября и начала декабря (подзимок). Но меняется не только природа, но и лирический герой-автор, который наблюдает и описывает эту природу: сначала наблюдатель-рассказчик – мальчик, потом юноша, затем зрелый человек, и, наконец, старик. Поэтому в осеннем пейзаже наблюдатель-рассказчик отмечает то, что созвучно его настроению.
В первой главке изображается осень в сентябре. Антоновские яблоки уродились на славу, и хозяева целыми днями продают их прямо в саду, а ночью на телегах увозят в город. Ночи холодные и ясные, так что хорошо видны крупные звезды и слышен малейший звук. Для мальчика, который воспринимает эту картину, интересно все вокруг: разные покупатели яблок, шум проходящего поезда, старое ружье сторожа. Жизнь кажется ему чудесной сказкой. Во второй главке описывается другой год и осень в октябре. Ее наблюдает уже юноша, его занимают совсем другие картины: древние старики, которые не боятся смерти; хозяйственные, степенные мужики; сельские престольные праздники, когда нарядный народ доволен, умиротворен. Юноша с удовольствием бывает у своей тетки Анны Герасимовны, несуетливой, домовитой, приветливой. В третьей главке показана осень в ноябре, когда листья в саду облетели, а на полях зеленеет озимь. Рассуждает об этом времени человек, еще молодой, здоровый, сильный, выносливый; он участвует в псовой охоте, целый день гоняется за волком вместе с другими охотниками, а вечером с любопытством наблюдает их беспорядочное застолье. Когда рассказчик, проспав следующую охоту, остается один в притихшем доме, он с интересом листает книги XVIII века из старой библиотеки или рассматривает портреты давно умерших предков. В четвертой главке осень-подзимок воспринимается пожилым героем-рассказчиком, для которого жизнь утратила очарование и интерес. Люди, которых он встречал в своем детстве и молодости, умерли. Теперь его больше занимают воспоминания о прошлом, чем новые впечатления. Герой охотится один на пустынной равнине. Безнадежное, печальное настроение не только у рассказчика, но и в природе: затихают поля, лес “сквозит”, дни синеватые, пасмурные, короткие. Созвучна этому настроению песня, которую поют мелкопоместные охотники: ветер растворяет ворота и белым снегом заметает дорогу. Осень – пора увядания – кончилась, пришла зима, которая часто в фольклоре ассоциируется со смертью природы.
Подводя итог, следует отметить, что четыре главки, показывающие разные периоды осени и разный возрастной взгляд на мир, образуют законченное произведение. По жанру “Антоновские яблоки” рассказ, одновременно лирический (психологический), так как имеет форму внутреннего монолога, и философский, так как осмысляет человеческую жизнь, которая быстро проходит, оставляя в душе человека светлые воспоминания и усиливая мысль о неизбежном конце.
Что же объединяет четыре столь различные главки в один рассказ? Композиционно все главки скрепляются образом лирического героя и его постоянными упоминаниями о неповторимом запахе антоновских яблок, который связывается у автора с осенью и добротной, спокойной жизнью дворянских усадеб. В первой главке мальчик гуляет по яблоневому саду, во второй приводится примета “ядреная антоновка – к веселому году”, в третьей перед тем, как читать старинные книги, рассказчик находит в саду под яблоней среди опавшей листвы случайно забытое, холодное и мокрое, но необыкновенно вкусное яблоко. В четвертой главке отмечается, что запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб, потому что осень переходит в зиму, а хозяева дворянских усадеб умирают или разоряются.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Изучение мертвых душ гоголя.
Сейчас вы читаете: Как меняется образ автора повествователя в рассказе “Антоновские яблоки”