Анализ стихотворения “Настанет день – исчезну я.”

Настанет день – исчезну я
А в этой комнате пустой
Все то же будет: стол, скамья
Да образ древний и простой.
И так же будет залетать
Цветная бабочка в шелку,
Порхать, шуршать и трепетать
По голубому потолку.
И так же будет неба дно
Смотреть в открытое окно,
И море ровной синевой
Манить в простор пустынный свой.
ВОСПРИЯТИЕ:
Это стихотворение можно рассматривать как минимум с двух точек зрения:
Во-первых, можно сказать, что лирический герой грустит о том, что его скоро не станет,
А мир будет все также

маняще – прекрасен.
С другой стороны, возможно, здесь высказан некоторый оптимизм в том, что смерть это совсем не конец, не катастрофа, и, что пусть человек и исчезнет, но опять же – лишь он,
А много прекрасных вещей и весь Мир будет существовать, такой же вечный и неизменный.
Во-вторых, сам – собой напрашивается и третий вариант: – стихотворение представляет собой сложный синтез печали и радости, неотвратимости конца и надежды, фатализма и оптимизма, если хотите.
Теперь попробуем разобраться во всем по-подробнее.
ИДЕЙНО – ОБРАЗНЫЙ УРОВЕНЬ:
1. Идея: Все движется к концу, но что-то остается.
/> Эмоция: Печаль и надежда.
2. Образы и мотивы:
Образы: Комната, стол, скамья, и образ (икона)
Бабочка, море, небо, простор.
Мотив: Мотив печали – круговорот жизни и смерти (Буддистский мотив)
Не живая, пустая комната со стулом и т. п. и будет залетать бабочка – живое существо; такая же как залетает сейчас. Т
Предметный состав:
День комната я
Неба дно стол бабочка
Море скамья
Простор образ (икона)
Потолок
Окно
Какие получились группы слов:
Первый столбец – описание природы.
Здесь особенно бросается в глаза словосочетание “неба дно” – этакая метафора еще раз дающая понять, что все конечно. ( по крайней мере она создает такой намек )
И слово Море как противоположность, антитеза, противопоставление:
НЕБО – МОРЕ – две стихии вроде похожие и в то же время абсолютно разные, стоит ли говорить, что море тоже имеет дно. далее после существительных море и небо идет еще такое существительное как ПРОСТОР – еще одно объединяющее звено в абсолютно разных, повторюсь, стихиях.
И опять же на этом противопоставлении, небо – море, невольно возникает уже знакомая ассоциация Жизнь – Смерть – лейтмотив всего стихотворения.
Второй столбец – самый большой, – от экстерьера мы переходим к интерьеру ( в самом стихотворении наоборот) к окружающей бытовой, урбанистической обстановке.
Это совершенно обычные вещи: Комната, стол, скамья, икона, потолок и. ОКНО
– своеобразная связка, градация – начинающаяся с общего – комната – и переходящая постепенно через другие предметы интерьера к окну – через которое мы и переносимся в этот простор о коем говорилось выше, – простор моря и неба.
И, наконец, третий столбец – самый маленький, состоящий всего из двух слов, но самый, на мой взгляд, интересный и емкий.
Эти два слова – местоимение “Я” и существительное “БАБОЧКА”.
Всего два живых существа в окружении природы неживой.
И снова приходит на ум идея возрождения – реинкарнации.
Это сравнение невидимое в тексте Я – БАБОЧКА так или иначе присутствует в стихотворении очень ярко определяя его основную мысль. (Кстати, такое сравнение очень часто встречается в трудах одного из основателей Даосизма).
2. Чувственная, эмоциональная окраска художественного мира произведения:
Пустая (комната)
Древний и простой (образ)
Голубой (потолок)
Пустынный (простор)
Все прилагательные тематически представляют собой практически одно и то же.
Пустая комната – говорит о том, что человек уже исчез => легкая грусть.
Образ древний и простой – простые вещи – бабочка и икона существуют дольше, –
Первая бесконечно возрождаясь, вторая просто в силу своей механической особенности и неприкосновенности (это я об иконе).
Голубой потолок под которым порхает бабочка – прямая аналогия с цветом неба – этакий мир в мире, вселенная во вселенной, личное небо, собственный внутренний мир.
Далее “ровная синева” – на сей раз Моря. Ровная – значит в тихую погоду.
От этой картины так и веет покоем и умиротворенностью.
И вновь, не побоюсь повториться, возникает эта тема – покоя т. е смерти,
И умиротворенности т. е надежды и возрождения.
И, наконец, “пустынный простор” – еще одна тема данного стихотворения – тема одиночества. Недаром в стихотворении так много уделено места описанию интерьера и бытовой обстановки, а живых существ всего два, да и то соединенных с одной стороны во едино – Я БАБОЧКА – а с другой разделенных т. к исчезну я . а все то же будет, когда лирический герой исчезнет.
3. Действия и состояния в художественном мире произведения:
Настанет день – исчезну я (противопоставление) снова отсылка к лейтмотиву стихотворения.
Трепетать – переживать, любить, страдать.
Шуршать – работать, заниматься чем – либо, писать, в конце – концов!
Другими словами, в образе бабочки представлена нескончаемая череда жизненного цикла, рождения новых людей которые будут жить, и работать после.
Это что касается внешнего мира лирического героя. После чего следует переход к внутреннему.
Тому, что испытал и испытывает лирический герой в данный момент: Небо смотрит в окно, а простор моря манит его к себе.
Таков вырисовывающийся перед нами Художественный мир стихотворения Бунина.
Чтобы он приобрел окончательный вид. Нужно посмотреть в заключении на три самые общие его характеристики: Как выражено в нем пространство, время и точка авторского (и читательского) зрения.
Точка авторского зрения уже достаточна ясна из всего сказанного, – она субъективна, мир представлен не внешне, а внутренне пережитым – “интериоризированным”.
Это вообще характерно для творчества Бунина. Для примера можно взять любое его стихотворение. Да и вообще его творчество связано с импрессионизмом – описанием мимолетных чувств, идей в чистом виде, – без анализа этих чувств.
Пространство и время:
Пространство здесь выражено слабее, чем время, не смотря на явное преобладание описаний, а время включено в понятие будущего, того, что случится, всего этого движения и круговорота жизни – а это и есть главная тема стихотворения.
Тем не менее, пространство представлено весьма и весьма ярко: это и описание комнаты и всего что в ней, затем выход через окно на описание неба и воды (описание представлено сверху вниз) и пустынного простора.
В первой строке противопоставлены друг другу прошлое (или настоящее) и будущее, а в последующих катренах будущее время все развивается обрастая все новыми подробностями, деталями и планами.
Таким образом будущее представлено в каждой строфе, как сквозная тема печали и надежды лирического героя.
СТИЛИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ:
Лексика: Неба дно – метафора создающая определенное впечатление конечности всего,
Даже неба и в то же время намек на его бездонность.
Синтаксис: Ровная синева
Простор пустынный – эпитеты создающие общее впечатление
Монументальности и спокойствия.
ФОНИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ:
1.Явления стиха: 4х стопный ямб
3 катрена
С перекрестной рифмовкой в первых двух и параллельной в третьем.
A
B
A
B
C
D
C
D
E
E
F
F
2. Собственно звукопись: Аллитераций нет
Ассонансов нет
Я попытался сделать Имманентный анализ – т. е не выходящий за рамки того о чем напрямую сказано в тексте. Это значит, что я не привлекал для понимания стихотворения ни биографических сведений об Авторе, ни исторических сведений об обстановке написания, ни сравнительных сопоставлений с другими текстами.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Зарубежная литература 17 века.