Открытие любви (по рассказам И. А. Бунина)
Она говорит о трагичном и многом нежном и прекрасном, — думаю, что это самое лучшее и самое прекрасное, что я написал в жизни.
И. А. Бунин
Творчество И. А. Бунина, особенно эмигрантских лет, насквозь пронизано какой-то невероятной тоской по великому человеческому чувству, называемому любовью. Всю свою жизнь он подвергал пристальному изучению и анализу это психологическое состояние, изучал его в разных проявлениях, классифицировал. В его рассказах можно найти подлинное авторское отношение к изображаемому, осуждение или преклонение.
Своими произведениями И. А. Бунин признавал торжество любви, определял ее движущую силу в развитии человека именно потому, что под воздействием любви человек во многом становится лучше, любовь вызывает к жизни все прекрасные, положительные качества, делает его щедрее, счастливее. Жизнь без любви, то есть практически животное состояние, писатель в своих произведениях противопоставляет напряжению всех нравственных сил человека, своеобразному
Ее описание ограничивается только изображением этого наивысшего момента жизни и останавливается. . А останавливается потому, что, как считал писатель, из-за прозы будней и житейских проблем любовь деформируется во что-то другое, может быть, и не лишенное обаяния, но все же обозначающее страстное напряжение физических и душевных сил человека.
Именно таким произведением и стал рассказ «Солнечный удар», написанный в 1925 г. Судьба совершенно случайно сталкивает двух людей, да уще на таком ограниченном пространстве, как пароход. Возникнув, собственно, ниоткуда, она бросает этих людей друг к другу и дает им возможность навсегда запомнить это состояние. Длится оно, правда, очень недолго (это по времени развития событий), а воздействие его на дальнейшую жизнь героев огромно (оно простирается теперь на всю оставшуюся жизнь мужчины и женщины). «На меня точно затмение нашло. Или, скорее, мы оба получили что-то вроде солнечного удара», -так объясняет героиня происходящее. И. А. Бунин считал, что такое чувство по природе своей не может быть обычным состоянием человека, что оно должно выбивать его из обыденности, приводить к естественной необходимости переосмыслить свою жизнь. Главный герой рассказа чувствует какую-то непонятную ему, очень непривычную нежность к своей спутнице. Поняв же, что практически потерял ее навсегда, «он почувствовал такую боль и такую ненужность своей дальнейшей жизни без нее, что его охватили ужас, отчаянье. «Бунинская» любовь (любовь в произведениях И. А. Бунина) — это не счастливый праздничный финал, а, скорее, горечь, отчаянная тоска.
Сборник «Темные аллеи» — шедевр русской литературной прозы о любви. В сборник вошли тридцать восемь коротких рассказов о любви. Это маленькие шедевры, расцвеченные узнаваемым бунин — ским талантом, проникнутые тончайшим психологизмом. И. А. Бунин считал любовь одной из величайших тайн мироздания и соответственно к ней относился. Каждый рассказ посвящен любви, и только ей і одной. Это любовь-страсть, любовь-обожание, идеальная любовь, любовь-сотрясение. Какие бы формы проявления она ни выбрала, И. А. Бунин категорически утверждает, что именно она является потрясением, откровением для человека. Накал чувств так велик, что подобное состояние не может продолжаться целую жизнь. Так И. А. Бунин подводит нас к мысли о том, что настоящее чувство, как правило, трагично. Поэтому в цикле очень много рассказов, в которых любовь не получает дальнейшего развития, а превращается в смерть. Образы Антигоны, Ганской, Поли, Руси навсегда связаны в нашем восприятии с этим циклом.
Сборник «Темные аллеи» — единственная книга, в которой абсолютно, каждая строка о любви, от первого до последнего рассказа. Название сборнику дал рассказ «Темные аллеи» — это воспоминания героини о прошедшей любви, в которой были стихи любимого «о каких-то темных аллеях». В нем же И. А. Бунин противопоставляет две любви друг другу. Любовь образованного, развитого человека не является показателем ее чистоты и верности, как раз наоборот. Может быть, потому, что люди интеллектуальные острее и скорее чувствуют ее обреченность и потребность в изменениях даже проявлений чувства. Героиня, однажды испытав этот восторг души, больше ничего не хочет от жизни. Она хранит верность, она любит, несмотря на целую жизнь, прошедшую в разлуке. Они никогда не соединятся, между ними целый ворох условностей и предрассудков. И оба это прекрасно понимают. Просто была в их жизни чудесная, светлая музыка, которой один до сих пор хранит верность, а другой старается сохранить о ней память. Вот и все.
Так же как и в «Темных аллеях», герои рассказа «Чистый понедельник» противопоставлены друг другу, правда, не в социальном плане, а как раз в интеллектуальном. Они различаются попытками осмыслить жизнь и наполнить ее содержание. Герой «Чистого понедельника» — обычный человек. Его стремление к уюту, определенности в жизни, стабильности в отношениях сталкиваются с совершенно другим отношением к жизни и соответственно вызывают непонимание.
Героиня рассказа мучится от невозможности заполнить жизнь чем-то более существенным, осязаемым, чем любовь. Она любит, но постоянно ищет, сама не зная чего. Oт музыки бросается к психологии, от литературы к занятиям на каких-то курсах. В конце концов она отрекается от этой жизни, отвергает ее и уходит в монастырь. Такие разные у И. А. Бунина люди, такая разная у них любовь.