Центральная тема всей прозы Бунина тема любви
В русской литературе XX ст. Бунину принадлежит выдающееся место. Он был замечательным прозаиком и утонченным лириком. Гибель дворянских усадьб, распад общественных связей — ведущая тема многих произведений писателя, и раскрывается она всегда по элегически грустно. Его творческая манера объединяет в себе и суровую выразительность гравюры, и яркий колорит живописи. Бунин тонко заметил связь человека с историей, со Вселенной, вместе с тем трезво сознавая неприкаянность и одиночество человеческого бытия.
Бунин родился 22 октября 1870 года
В 1889 году он побывал в Харькове и Крыму, а через год осуществил путешествие по течению Днепра, посетив могилу Т. Шевченко в Каневе. С 1891 года писатель жил в Полтаве, работал в статистическом бюро, а потом в библиотеке земской управы. Он с большим интересом следил за украинской литературой, ходил на спектакли труппы П. Саксаганского, восхищался игрой славной актрисы Марии Заньковецкой. Украинская тема со временем станет определяющей для многих прозаических («На край света», «Лирник Родион», «Суходол») и поэтических произведений писателя. Бунин рано начал писать и печататься. Его дебютная книга «Стихотворения 1887-1891» увидела мир в 1891 году. В рассказах Бунина, которые писатель создал в 90-х годах XIX ст., речь шла о актуальных проблемах жизни русского села. Этим произведениям присущи знания народной жизни, связь с традициями русской реалистической прозы. В конце XIX ст. Бунин переехал в Москву и сблизился с Максимом Горьким, который высоко ценил талант молодого писателя («красивый, как матовое серебро»), но иногда остро подвергал критике его за аполитизм и «господскую неврастению».
Накануне революции 1905 г. Бунин был уже довольно заметной фигурой в тогдашней русской литературе. Но его популярность продолжала возрастать и в дальнейшем. Он трижды становился лауреатом высочайшей награды Русской Академии наук — премии имени Пушкина, которую получил за правдивый артистичный талант, с которым «он воссоздал в прозе типичный русский характер». В 1909 году Бунина назвали одним из двенадцати почетных членов Академии (среди которых был и Л. Толстой).
Однако по-настоящему популярным писатель, по его собственному признанию, стал после публикации большой социально-психологической повести «Деревня» (1909-1910), в которой с суровой беспощадностью изобразил пасмурные будни русского села, убожество, невежество, замшелость быта и психологии крестьян. Эту книгу Бунин писал, живя в Италии, на острове Капри, где часто встречался с Максимом Горьким, М. Коцюбинским и другими литераторами. Накануне Первой мировой войны в творчестве Бунина появляются новые мотивы и образы, расширяется диапазон тем, обогащается новыми красками стилистическая палитра.
В это время писателя интересуют, прежде всего так называемые «вечные темы»: быстротечность и трагичность человеческой жизни, обреченность человека на фатальное одиночество, непонимание и страдание. В атмосфере этого трагического мироощущения раскрывается и одна из центральных тем всей прозы Бунина — тема любви. Еще в 1888 г. юный писатель утверждал в одной из статей: «Любовь, как чувство вечное, всегда живое и юное, служило и будет служить неисчерпаемым материалом для поэзии. Оно вносит идеальное отношение и смысл в будничную прозу жизни, пробуждает благородные инстинкты души и не позволяет завязнуть в узком материализме и грубом животном эгоизме».
К лучшим образцам прозы Бунина, написанной на эту тему, принадлежат рассказы «Грамматика любви» (1915), «Легкое дыхание» (1916), «Сны Чанга» (1916) и прочие. Первую мировую войну и революцию 1917 г. писатель воспринял как предвестие близкого и неминуемого краха России. В мае 1918 г. Бунин уехал из Москвы и на протяжении 1918-1919 годов жил в Одессе. Глубокий пессимизм и резкое непринятие революции отразились в публицистической книге «Окаянные дни» (1920), которую Бунин написал в Одессе под впечатлением от новых порядков, установленных в стране большевиками. 26 февраля 1920 года вместе с остатками разбитой Белой армии писатель покинул Россию и, через Константинополь, Болгарию, Сербию добрался до Франции. На протяжении трех лет жил в Париже, а с 1923 года перебрался в Приморские Альпы, и с того времени жил там почти постоянно.
В эмиграции писатель создал десять новых книг. Среди самых заметных произведений этого периода — повесть «Митина любовь» (1925), автобиографический роман «Жизнь Арсеньева» (1927-1933) и сборник «Темные аллеи» (1943), в который вошло 38 рассказов, посвященных теме любви. Литературные заслуги Бунина высоко оценила мировая общественность. В 1933 г. он первым среди русских писателей стал лауреатом Нобелевской премии. Во Франции Бунин пережил фашистскую оккупацию, режим и идеологию которой осуждал не менее резко, чем сталинизм. Сквозь всю жизнь Бунин пронес любовь к России, во время войны пристально следил за успехами советских войск и радушно приветствовал победу над нацистами, но вернуться в сталинский СССР отказался. Писатель умер в Париже 8 ноября 1953 г. от болезни легких. Признанный мастер прозы, Бунин был также выдающимся поэтом.
Его, поэтическое творчество характеризуется выразительной связью с традициями русской классической поэзии, радостным мировосприятием, тяготением к строгой, ясной форме, к реалистическому изображению людей и явлений окружающего мира. Кроме того, Бунин был замечательным переводчиком. Непревзойденным остается его перевод поэмы Лонгфелло «Песнь о Гайавате», который в 1903 г. Академия наук отметила Пушкинской премией.
Бунину принадлежат переводы таких выдающихся произведений мировой литературы, как мистерии «Каин» и «Манфред» Дж. Байрона, «Леди Годива» А. Теннисона, «Крымские сонеты» А. Мицкевича. Следует также заметить, что в 1900 году были опубликованы два бунинских перевода поэзий Т. Шевченко — начало «Завещания» и первые строки стихотворения «Закуковала кукушечка». А в романе «Жизнь Арсеньева «автор назвал Шевченко «истинно гениальным поэтом».