Традиции русской поэзии XIX века в творчестве И. А. Бунина

В поэзии И. А. Бунина прослеживаются традиции рус­ских поэтов, его предшественников, в первую очередь А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева и Фета. Сам Бунин признавался в том, что его поэзия является результатом его увлечения именно русской поэзией, и в первую оче­редь поэзией Пушкина: «Подражал ли я ему? Но кто же из нас не подражал? Конечно, подражал и я, — в самой ранней молодости подражал даже в почерке».
Пушкин исходил из точного учета реальных, объектив­ных свойств самого предмета и его индивидуального к нему отношения. Эмоциональность возникает

у Пушкина на предметной основе, связанной с устойчивыми народными представлениями. В слове были гармонически слиты объек­тивные признаки предметов и явлений и авторская лири­ческая их оценка. И. А. Бунин, как и Пушкин, видит в жизни разные тенденции, вступающие между собой в про­тивоборство, и пытается вскрыть эти противоречия. Это одно из самых главных наследий Пушкина, которые вы­являются в поэзии Бунина. Содержание стихов всегда со­отнесено с мироощущением самого автора, с его самосоз­нанием и призванием. Пушкин и Бунин эмоционально сближаются с природой. Центральной темой является же­лание ощущения новых
впечатлений, стихийное чувство воли, когда душа стремится к постижению внутренней и внешней свободы. Приобщение к стихии жизни, питаю­щей душу новыми впечатлениями, непосредственно под­готовляет ее обновление. В поэзии Пушкина и Бунина ду­шевное состояние героя освещается в описании самой при­роды. Герой остается как бы наедине с ней. Для Бунина, как и для Пушкина, подлинная поэзия заключается в про­стоте, естественности реальных чувств, явлений, настро­ений. Они отражают в своих стихотворениях существую­щую гармонию между человеком и природой. При этом раскрываются душевные переживания поэтов. Восприятие непосредственной природы оказывало сильное воздействИе как на Пушкина, так и на Бунина.
Бунин, как и Тютчев, воспринимает природу целостно как живой организм, находящийся в постоянном движении. При этом каждый миг природы проявляется конкретно. Обоих поэтов природа привлекает в своих катастрофических состояниях, в борьбе СТИХИЙНЫХ, светлых н темных сил. Философия романтизма их стихов основыва — ется на признании жизни как нестихающей борьбы про-тивоположных начал, таинственности и загадочности этой битвы. В стихотворении описывается мгновенное состоя­ние, но оно относится ко всему бытию. Суть поэтической философии как у Тютчева, так и у Бунина не в том, что­бы разъединить или противопоставить, а в том, чтобы слить два начала («лунный блеск» и «тьму»), где вечность передается через мгновенное. Бунин наследует способность Тютчева рисовать яркую картину мирозданья. Поэтичес­кое сознание Тютчева и Бунина обращено прежде всего к «двойственному бытию», к дисгармонии, в основе которой лежит мятежность бытия. В миге отражается самое яр­кое прикосновение к сущности и к истине, воскресает без­граничная мощь творческих стихий. Поэтов неумолимо влечет небо, поэтому они так ценят миг, который дает им краткую, но безусловную причастность к бесконечному. В поэзии Тютчева и Бунина ощущается масштабность, объем­ность, устремленность к «бездне» вселенной (стихотворе­ние Тютчева «Как океан объемлет шар земной.»).
У Фета Бунин перенял неуловимые, загадочные и не вполне ясные ощущения, навеваемые природой, созерца­нием прекрасного. Фет более всего ценил в искусстве живую естественность влечений сердца. Поэтому Бунин, как и Фет, уходит в сферу текучих, зыбких, подвижных пе­реживаний. Стремление выразить «невыразимое» через мгновенную лирическую вспышку, навеять читателю ох­ватившее его настроение — одно из коренных свойств по­эзии Фета, которое было продолжено поэзией Бунина. Он напрягает слух, зрение, обоняние, обостряет ощущения чи­тателя, чтобы обратиться к чувственным, эмоциональным способностям человека для восприятия природы («Холод­ным ветром дышат волны»). Он, как и Фет, в буквальном смысле слова «останавливает мгновенье», но вмещает в него весь мир в его предметном и чувственном богатстве.
В заключение можно отметить, что даже в одном не­большом стихотворении Бунина «Перед бурей», написан­ном в 1903 году, прослеживаются лучшие традиции клас­сиков русской поэзии — Пушкина, Тютчева и Фета.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Традиции русской поэзии XIX века в творчестве И. А. Бунина