Замысел романа М А Булгакова «Мастер и Маргарита»
На уроках литературы мы познакомилась с некоторыми произведениями Михаила Афанасьевича Булгакова. Он (Михаил Булгаков) — человек с удивительной судьбой. Но не менее удивительна судьба и его произведений. Его роман «Мастер и Маргарита» писался в течение долгих двенадцать лет и принес огромную популярность своему создателю. В нашей стране он издавался с купюрами, но несмотря на это полюбился читателям. Это произведение можно перечитывать не один и не два раза и находить там каждый раз что-то новое, что раньше не замечалось. К роману можно
.Так кто ж ты, наконец? — Я- часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.
Да и само название невольно возвращает нас к Фаусту и его возлюбпенной Маргарите.
Структура произведения сама по себе необычна. Внутрь самого романа вплетен другой роман, роман Мастера о Понтии Пилате. Но дело не только в этом, с главным героем, Мастером, мы знакомимся только в тринадцатой главе произведения. А с Маргаритой — во второй части романа.
Мастер- автор романа о Понтии Пилате, и это вновь проводит параллель с «Фаустом». Многое в романе Булгакова связано со знаменитым произведением Гете. Даже извечные вопросы, который Булгаков пытается по-своему решить в романе, восходят к «Фаусту». А спор Мефистофеля и Фауста о вечном разве не находит отражения в споре между Берлиозом и Воландом о существовании Иисуса и том, что ничего не происходит случайно?
«Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус! И вообще не может сказать, что он будет делать в сегодняшний вечер.
«Какая-то нелепая постановка вопроса.» — помыслил Берлиоз и возразил:
— Ну, здесь уж есть преувеличение. Сегодняшний вечер мне известен более или менее точно. Само собой разумеется/что, если на Бронной мне свалится на голову кирпич.
— Кирпич ни с того ни с сего, — внушительно перебил неизвестный, — никому и никогда на голову не свалится. В частности же, уверяю вас, вам он ни в коем случае не угрожает. Вы умрете другой смертью».
Или: .
«Имейте в виду, что Иисус существовал.
— Видите ли, профессор, — принужденно улыбнувшись, отозвался Берлиоз, — мы уважаем ваши большие знания, но сами по этому вопросу придерживаемся другой точки зрения.
— А не надо никаких точек зрения! ответил странный профессор, — просто он существовал, и больше ничего».
Особого внимания требуют главы о Пилате и Иешуа. То, о чем в них рассказывается, обсуждается уже с первых страниц повествования — в том самом месте, где Берлиоз «повел речь» об Иисусе Христе, ссылаясь при этом на несколько древних источников, включая Иосифа Флавия — иудейского историка. Евангельское повествование об осуждении и казни бродячего философа Иешуа Га-Ноцри — это исторический архетип, многовековая эволюция которого привела к образу Мастера, доведенного до безумия, но воспринимающего свое пребывание в психиатрической клинике почти с такой же покорностью, что и Иешуа, говорящий, что никого «не винит за то, что у него отняли жизнь». Персонажи романа о Понтии Пилате решают судьбу своего автора, который, создав литературное произведение, не способен бороться за то, чтобы опубликовать его, донести до людей. В Мастере правит стихия абсурда, карнавала.
Булгаков создает гротескный фантастический мир, продолжая тему.»московской трилогии» и развивая свой миф о Москве. Едва ли не самой загадочной фигурой романа является Воланд. Этот образ прежде всего ассоциируется с сатаной. Но это было бы слишком просто, чтобы понять замысел писателя. Булгаков, создавая свой роман, опирался на многие мировые литературные нации, историю, Библию и даже мистическую литературу о злых духах. Возможно, что в тех источников, которые он исследовал, ему удалось найти что-то такое в образе сатаны, что приводит нас в замешательство в романе. Ведь Воланд является исполнителем воли Иешуа. А это по меньшей мере странно, чтобы не делать поспешных выводов, обратимся к Ветхому Завету, кстати, наиболее точному источнику, чем Евангелия и Новый Завет. В Ветхом Завете сатана представлен не как противоборствующая сила, а как вершитель небесного правосудия. Именно такой функцией и наделил Булгаков своей Воланда. Тем не менее, содержание образа Воланда довольно сложно. Олицетворяет ли он дух зла, как сказал о нем Левий Матвей? А может, он повелитель того ведомства, которое стоит на страже правосудия? И причиняет зло только в качестве возмездия? Вплоть до смертной казни, к которой он при говорил Берпиоза за все, творившееся в МАССОЛИТЕ, за все, что привело Мастера в «дом скорби»! Итак, Воланду в романе отведена роль вершителя правосудия, и он вершит судьбы москвичей, наказывая и разоблачая их. В главах, посвященных разоблачению, а это значительная часть романа, Бум гаков отразил свое видение ситуации, сложившейся в 20-е гг. в стране. В романе «Мастер и МаргарЦ та» воплотился глубокий духовный путь, проделанный его автором в течение двух с лишним тяжелейший в истории его страны десятилетий.
Это великолепное произведение заключает в себе сложные ассоциативные ходы, разгадываний которых помогает глубже понять идейно-эстетические и этические взгляды писателя.