Дьявольский соблазн ума
Михаил Булгаков своим романом «Мастер и Маргарита» дал читателю новое Евангелие, будто открыв свою собственную философию жизни. Но какую же роль сыграет в этой системе мира сатана? В Библии четко сказано, что он — враг человека. Это как же тогда объяснить возвращение возлюбленного Маргарите или главы конферансье театра «Варьете»? В чем же тогда тайна булгаковского дьявола, да и дьявол ли он как таковой? Первым человеком, который появился во время «небывало знойного мероприятия» на Патриарших прудах во время разговора Михаила
Каждый представитель свиты Воланда, как выяснилось, имел свою собственную историю не только на страницах романа, а и за его пределами. Среди многих арабских племен был широко распространен праздник козлоприношення, праздник Азазелло. Его сущность заключалась в том, чтобы откупиться от Азазелло — безжалостного ангела смерти, который, по верованиями арабов, весь в черном и на черных крыльях прилетал к человеку, чтобы забрать с собой его душу. Лицо его было бледным и холодным, а глаза — пустыми и черными. Невольно возникает ассоциация с демоном-убийцей с 32-го раздела романа. Обратимся к одному из очаровательнейших персонажей произведения, не совсем кота Бегемота, наилучшего шута в мире. У древних египтян бегемот был воплощением злого, демоноподобного бога Тифона. Правда, у Воланда был еще один шут — Фагот, неповторимый регент-ломака-регент в клетчатом костюме и треснувшему пенсне. А именно слово fagotin в переводе на французской означает «шут». Было бы интересно обратиться к еще одному персонажу — Абадонни. По верованиям тех же арабских племен, к умирающему человеку приходил ангел Аваддон, вестник смерти. Он был известен тем, что крылья его были обвешаны парами человеческих глаз. Он появлялся к людям с закрытыми глазами, и только умирающий встречался с ним взглядом. В романе же Абадонна, сняв очки, смотрит в глаза барона, убивая его. «Дияволиада, бесовщина, дьявольские ловушки», — шепчу я. Но насколько страшны эти незваные гости? Обратимся к одному разделу романа. Черная магия и ее изобличение. Воланд одновременно выступает в роли фокусника, артиста, иллюзиониста но, что самое страшное, экспериментатора. А эксперимент относится к людям. Часть первая: с неба в огромном количестве летят деньги, а через несколько минут Бенгальский остается без головы. Испытываешь удивление, как мастерски, а главное, как просто сатана проник в человеческие души. Он вынес свой вердикт. Часть вторая: женский магазин и изобличение Аркадия Аполлоновича Семплярова. Это было грубое изобличение, больше похоже на насмешку. Нет, сам дьявол оказался в Москве не для того, лишь бы что-то изменить. Он не хотел раскрывать людям глаза, он просто сделал свой вывод, а решали сами москвичи. Я понимаю, что образ сатаны, раскрытый в Библии, практически ничего общего с булгаковским дьяволом не имеет. В одном фильме я слышу фразу, сказанную бесом человеку: «Я только расставляю декорации, а за бечевки теребишь ты сам». Человек, который попал на крючок греха, может освободиться только одним способом: отдать душу сатане или Богу. Этих мыслей нет в романе, но речь идет о том, что человека, который попал в болото греха, обязательно выловит рыбак — как вышло с Семпляровым. Итак, дьявол всюду расставляет свои сети, к которым не могли не попасть самолюбивые и эгоистичные москвичи. Поэтому мы пришли к тому, с чего начинали: «Будьте трезвы, следите! Ваш неприятель — дьявол — ходит, рыча, как лев, который ищет, кого сожрать».