Возвышающая и трагическая любовь творчества

Сегодня уже много сказано о М. А. Булгакове как о крупном мастере слова, авторе пьесы «Дни Турбиных», повести «Собачье сердце», романа «Мастер и Маргарита». А ведь начинал писатель с темы белой гвардии, поскольку Булгаков все это видел, знал, любил русскую интеллигенцию и хотел разобраться в ее трагедии. «Роман этот я люблю больше всех моих вещей», — писал автор о «Белой гвардии». Правда, тогда еще не был написан вершинный роман «Мастер и Маргарита». Но, конечно, «Белая гвардия» занимает очень важное место в литературном

наследии Булгакова.
Почему понравилось мне это произведение, которое я прочитала на одном дыхании? Самое важное, пожалуй, даже не в том, что писатель показал революцию глазами белых офицеров. Ценность романа М. Булгакова — в тончайшей эмоциональной ауре духовности, которая разлита в мире, окруженном кремовыми шторами, где, «несмотря на пушки», крахмальная и чистая скатерть, стоят на столе розы, где женщина — полубогиня, а честь — в верности не только андреевскому знамени, царю, но и товариществу, долгу перед младшими и слабыми. И еще эта книга волнует меня, как и писателя, тем, что она полна воспоминаний
о родном Киеве.
Этот роман привлекает нас и сегодня именно силой и глубиной мыслей и чувств автора. Это светлая, поэтичная книга о детстве, отрочестве и юности, лирические сны и грезы об утраченном счастье.
И вместе с тем очевидно, что «Белая гвардия» — роман исторический, строгое и печальное повествование о великом переломе революции и трагедии гражданской войны, о крови, ужасе, неразберихе, нелепых смертях.
Словно с высоты времени озирает Булгаков эту трагедию, хотя гражданская война только закончилась. «Велик был и страшен год по рождестве Христовом 1918», — пишет он. События затянули и захлестнули в свой водоворот обыкновенных людей, простых смертных. Эти люди мечутся, проклинают, как Алексей Турбин, поневоле ставший участником творимого зла. Зараженный ненавистью толпы, он набрасывается на мальчика, разносчика газет: цепная реакция зла заражает и добрых людей. Непонимающе смотрит на жизнь Николка, ищет свои пути Елена. Но все они живут, любят, страдают.
Многие свидетели революции и гражданской войны говорили о страшной стихии, захлестнувшей Россию, искалечившей человеческие судьбы. Мир вздыблен и погруже^н в хаос.
Погружен в туман хаоса и Город. Не просто Киев, не просто город, а некий символ всеобщей разрухи и трагедии, хотя это был именно Киев, родной город писателя.
Город, любовь, дом, война. Роман этот о судьбах русской интеллигенции в эпоху революции. Булгаков нарисовал глубоко интеллигентный русский быт, образ жизни. Здесь снисходительны к человеческим слабостям, внимательны, искренни. Здесь нет высокомерия, чванства, чопорности. В доме Турбиных непримиримы ко всему, что стоит за порогом порядочности. Но рядом с Турбиными живут Тальбер-ги, Лисовичи.
Самые жестокие удары судьбы принимают на себя те, кто верен долгу, кто порядочен. А Тальберг и ему подобные умеют пристроиться, умеют выжить. Оставив жену Елену и ее братьев, он бежит из Киева с петлюровцами.
Идет война идей. Но идеи ли сражаются? Турбины — монархисты по своим взглядам, однако для них монархия — это не столько царь, сколько самые святые страницы русской истории, которые традиционно связывали с именами царей.
При всем неприятии идеологии революции автор понимал главное: она — плод позорнейшего многовекового угнетения, нравственного и физического, народной массы. Ведя повествование, Булгаков словно сохраняет нейтралитет. Он с одинаковой объективностью отмечает смелость большевиков и честь белых офицеров.
Но Булгаков и ненавидит. Ненавидит Петлюру и петлюровцев, для которых человеческая жизнь ничего не стоит. Презирает политиков, разжигающих в сердцах людей ненависть и злобу, ибо ненависть правит их поступками. Высокими словами о городе, матери городов русских, они прикрывают свои трусливые деяния, а город заливают кровью.
Любовь и ненависть схлестнулись в романе, и побеждает любовь. Это любовь Елены и Шервинского. Любовь выше всего на свете. Не может быть гуманнее вывода из той драмы, свидетелями которой мы становимся, читая роман. Человек и человечность превыше всего. Это утверждает Булгаков своим романом.
Турбины сумели сберечь честь смолоду и потому выстояли, многое потеряв и дорого заплатив за ошибки и наивность.
Прозрение, пусть позднее, все же пришло. Таковы главный смысл и урок исторического романа М. А. Булгакова «Белая гвардия», делающие эту книгу современной и своевременной.
В главе «Морфий» Михаил Афанасьевич Булгаков поднимает очень серьезную проблему — проблему наркомании, сделавшуюся в наши дни настоящим бедствием, охватившую всю страну, значительно «помол одевшую». Сейчас нередки наркоманы-подростки и даже дети девяти-десяти лет.
В своем же произведении Булгаков со страшной правдой и последовательностью показал те шаги, которые приводят к зависимости от наркотиков. Жутко становится, что герой повести, доктор, прекрасно осознает, что он делает, может быть, поэтому в предсмертной записке он предостерегает живых от приема наркотиков: «.будьте осторожны с белыми, растворимыми в 25 частях воды кристаллами. Я слишком им доверился, и они меня погубили».
Доктор Поляков оставляет после себя дневник — историю своей болезни. С беспощадностью врача он вначале ежедневно, а потом реже записывает этапы деградации своей личности. С каждым днем наркотик становится для него все нужнее. Теперь доктора уже не интересует ничего в жизни, больные тяготят его, он ждет только того мгновения, когда вколет очередную дозу и некоторое время будет блаженствовать. Поляков гонит от себя мысли о последствиях, он старается обмануть себя, что совершенно не зависит от инъекций морфия, что в любой момент может от них отказаться, а между тем дозу приходится повышать, учащать инъекции. Страшное осознание того, что он стал наркоманом, толкает доктора в спецклинику, но слишком сильна уже зависимость от наркотика, не хватает силы воли продолжать лечение, и Поляков бросает все на полпути. Ему легче не замечать проблемы, сделать вид, что ее нет. Губит его и сравнительно легкий доступ к наркотикам.
Однажды ужаснувшись разверзшейся перед ним пропасти, доктор просит помощи у своего коллеги Бомгарда, но, поняв всю тщетность своих надежд, предпочитает уйти из жизни. Жестокую человеческую драму открывает перед нами Булгаков, но этим он хочет предостеречь сотни и тысячи тех, кто еще не стал наркоманом, показать всю глубину этой пропасти, куда нетрудно попасть, но откуда уже невозможно выбраться.
Булгакову веришь сразу и безоговорочно, ведь он врач, прекрасно понимающий то, о чем пишет. Жаль только, что многие молодые люди не читали этого произведения, иначе бы не сделали первого рокового шага.
Мне кажется, что это произведение должно быть включено в школьную программу по литературе, чтобы остановить юные души, предостеречь их от роковой ошибки, за которую расплата — смерть. Да, все мы смертны, но это будет потом, когда мы поживем, насладимся жизнью, вырастим детей и внуков, оставим по себе добрую память. А что ждет наркомана — кошмар бытия в поисках дозы, слезы близких и ранняя смерть.
Обо всем этом талантливо и убедительно предупреждает Михаил Афанасьевич Булгаков в «Записках юного врача».

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Возвышающая и трагическая любовь творчества