Анализ эпизода «Сеанс черной магии в Варьете»

Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» — многоплановое
Произведение, в котором причудливо переплетаются три основные
Сюжетные линии: история Христа, одновременно являющаяся
Романом Мастера; взаимоотношения Мастера и Маргариты; события,
Связанные с пребыванием дьявола в современной Булгакову Москве.
Последняя сюжетная линия является сатирической: писатель
Использует нечистую силу как своеобразный прожектор, беспощадно
Высвечивающий социальные и человеческие недостатки Москвы
И москвичей. Сатирическое

обозрение занимает основной объем первой
Части и достигает кульминации в главе «Черная магия и ее
Разоблачение».
Воланд еще не назван прямо — сатаной (это сделает Мастер в следующей
Главе), но читатель, конечно, уже догадывается, что с «профессором
» Воландом дело нечисто. Вряд ли артист-фокусник, пусть
Даже самого высокого класса, мог бы с такой точностью предсказать
Смерть Берлиоза, «выкинуть» в Ялту Степу Лиходеева, свести
С ума Бездомного, занять «нехорошую квартиру» № 50. К тому же
Воланд говорит о своем пребывании во дворце Понтия Пилата,
Знакомстве
с Кантом — его могущество не исчерпывается московскими
«проделками». В начале главы читатель еще не знает, зачем
Воланду понадобилось выступление в театре Варьете, но подозревает
Какой-то подвох.
Прибывшего в театр мага встречает финдиректор Римский. Остальные
Представители администрации таинственно исчезли: директор
Лиходеев шлет в театр какие-то фантастические телеграммы о том,
Что он якобы заброшен «гипнозом» в Ялту, администратор Варенуха
Отправился с этими телеграммами в «соответствующие органы»
И тоже пропал. «Но за что?!» — недоумевает Римский, боясь позвонить
В то грозное учреждение, куда ушел Варенуха. Булгаков бесстрашно
Затрагивает в романе крайне опасную тему репрессий 30-х годов.
Невинных людей арестовывали, они исчезали, как будто «их черт
Утащил», а остальные продолжали жить в покорности и страхе. Булгаков
Находит в себе силы высмеять эту рабскую покорность. Так,
Например, Варенухе «повезло»: его всего лишь похитили демоны и
Превратили на время в вампира.
Явление мага производит сильное впечатление на работников
Театра, особенно поражает его свита. Воланд в черной полумаске
Сдержан и молчалив, зато его спутники начинают представление уже
За кулисами. «Длинный клетчатый в треснувшем пенсне» непрерывно
Болтает какую-то чепуху и тут же демонстрирует «магическую аппаратуру
«, вытащив у Римского золотые часы. Огромный черный
Кот еще не разговаривает, но уже расхаживает на задних лапах и пьет
Воду из стакана, как человек.
Выступление мага начинается довольно странно. Вместо того,
Чтобы развлекать публику, он усаживается в неизвестно откуда взявшееся
На сцене кресло и начинает обсуждать с «клетчатым» Фаготом
Москву и москвичей. Воланд отмечает, что город и его обитатели
Сильно изменились внешне, но его интересует «гораздо более важный
Вопрос: изменились ли эти горожане внутренне?» Теперь становится
Ясно, зачем Воланду понадобилось это выступление. Давно
Не бывавший в Москве дьявол хочет узнать, каковы ее нынешние
Жители. Настоящее представление будет давать публика, а зритель
Окажется лишь один-Воланд.
Далее начинается проверка москвичей различными дьявольскими
Соблазнами. Впрочем, ничего сверхъестественного в этих соблазнах
Нет — Воланд лишь заставляет зрителей раскрыться внутренне.
Фагот устраивает денежный дождь, и публика охотно бросается
С мест ловить «капризные бумажки». Бездарному конферансье Бенгальскому,
Надоедающему всем пошлыми замечаниями, кот Бегемот,
По просьбе зрителей, отрывает голову. Причем голова продолжает
Жить и даже умолять о прощении. Зрители заступаются за беднягу
Конферансье, и Бегемот «нахлобучивает» голову на место.
Воланду достаточно наблюдений, чтобы сделать вывод:». люди
Как люди. Любят деньги. Ну, легкомысленные. ну, что же. и милосердие
Иногда стучится в их сердца. обыкновенные люди. квартирный
Вопрос только испортил их.» Убедившись в том, что человеческая
Природа не меняется, дьявол исчезает. Но его спутники
Продолжают раскрывать недостатки публики.
На сцене появляется «дамский магазин», в котором гражданки
Могут бесплатно приобрести недоступные советскому человеку заграничные
Наряды, косметику, сумочки. Естественно, что после
Минутного замешательства публика валом валит на сцену, возникает
Чудовищный ажиотаж, даже один мужчина прорывается в магазин
За подарком для больной супруги.
Завершается глава разоблачением, но только не «черной магии»,
А присутствующего в зале начальства. Когда важное в культурном
Мире лицо, товарищ Семплеяров, просит произвести идеологически
Необходимое разоблачение всех чудес, Фагот публично разоблачает
Начальника. Выясняется, что Семплеяров «берет под покровительство
Хорошеньких девиц», соблазняя их обещанием главной роли
В театре. Происходит невиданный скандал, публика хохочет, и в этой
Неразберихе тают в воздухе Фагот с Бегемотом.
Итак, сеанс «черной магии» является кульминацией первой части
Романа. Собрав полный зал в Варьете, Воланд проводит своеобразное
«социологическое исследование», заставляя москвичей обнажить
Душевные недостатки. Конечно, не все горожане таковы, среди них есть
Мастер и Маргарита, способные к настоящему творчеству и любви,
Бездомный, переживающий внутренний переворот, но в Варьете
Собираются обыватели, подверженные обычным человеческим страстям.
Они падки до денег и нарядов, легкомысленны и лживы — словом,
«люди как люди». Булгаков не мог исправить человеческую природу
И социальные пороки своего времени, но он противопоставлял им
Мощное оружие — беспощадный смех. Поэтому время не властно
Над его удивительным романом.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Анализ эпизода «Сеанс черной магии в Варьете»