Вполне отчетливое представление о ранней лирике Блока дадут, на наш взгляд, стихотворения «Я жду призыва, ищу ответа.», «Сумерки, сумерки вешние.», «Верю в Солнце Завета.», «Я, отрок, зажигаю свечи.», «Вхожу я в темные храмы.», «Мы встречались с тобой на закате.». «Стихи о Прекрасной Даме», это стихи об идеальной, возвышенной любви, которую поэт испытывал к Л. Д. Менделеевой. Вместе с тем это мистическое преклонение перед Владычицей Вселенной, Вечной Женственностью, о которой Блок читал у В. Соловьева. Последовательно
и систематически Блок переводит и «Стихах о Прекрасной Даме» свои «земные» чувства и «высший», идеально-мистический план» . В «Стихах о Прекрасной Даме» возлюбленная, лишенная каких бы то ни было земных черт, наделена признаками настоящего божества. Это Небесная Дева, Вечная Женственность. Владычица Вселенной, Лучезарная царица, Заря, Купина. Лирический герой — отрок, раб, инок, рыцарь, готовый всю жизнь с радостью служить своей Даме. Возлюбленная представляется ему как будто в чудесном сне или в сказке. Она часто является в сумраке, в тумане, окруженная зыбкими тенями. Впечатление призрачности, неопределенности
образа усиливается и оттого, что поэт избегает конкретных, описательных эпитетов. Они рассчитаны лишь на эмоциональное восприятие читателя: ароматные слезы, лазурные сновидения, шаг завороженный, бездонный взгляд, упорная мечта, сумрак таинственный и т. п. Архаическая, церковная «молитвенная» лексика (лампада, паникадила, ризы и т. п.) соответствует представлению о возлюбленной как о божестве. Постоянные мечты о встрече с Ней, ожидание Ее призыва ассоциируются со вторым пришествием, с полным обновлением, преображением всего мира — совсем в духе предсказаний В. Соловьева. В «Стихах о Прекрасной Даме» для нас неприемлемы подчеркнутое игнорирование повседневности, эгоцентризм, идеализм, мистика. Но тем не менее эти стихи нравились и до сих пор нравятся многим читателям. Они и сейчас интересны для нас не только как важный этап творческого пути Блока, без которого нельзя понять его дальнейшего развития. «Стихи о Прекрасной Даме» имеют и свою вполне самостоятельную эстетическую ценность. Большой знаток и ценитель поэзии М. Рыльский писал: «Стихи о Прекрасной Даме» это прежде всего стихи о любви и высокой человеческой красоте, это облаченное в условно-мистические одежды торжество живой жизни, предчувствие всемирной зари». П. Антокольский (в ранее названной статье «Александр Блок») подчеркивал значение первой книги стихов поэта для воспитания чувств современной молодежи. Хотя в них нет реалистической обрисовки возлюбленной и окружающей обстановки, но мы можем говорить о правдивом, реалистическом изображении чувств и переживаний поэта. Вероятно в этом и заключается «секрет» обаяния поэзии Блока. Чистые чувства первой любви часто порождают идеализацию, обожествление возлюбленной, стремление видеть в ней все самое прекрасное, возвышенное, «неземное». Эти чувства, хорошо знакомые многим читателям, нашли очень точное, психологически правдивое выражение в удивительно нежных, мелодичных стихах Блока. Мастерство эвфонии — аллитерации и ассонансы, звуковые повторы, «завораживающие» ритмы, над которыми, казалось, и сам поэт не властен,- все это пленяло читателей. В субъективном представлении Блока его возвышенные чувства, подвижническое служение Вечной Женственности вовсе не были чем-то узким, частным. Наоборот, они представлялись поэту частью того значительного, великого, что должно преобразовать весь мир. А это, казалось ему, было важнее всех низменных житейских забот. В сравнении с высоким идеалом все остальное не больше, чем обычная, ничем не примечательная суета. В служении Прекрасной Даме, которая должна преобразить мир, поэт видел свой главный подвиг жизни: — Будет день — и свершится великое, — Чую в будущем подвиг души. Пусть представление Блока о подвиге было смутным, неопределенным, туманным, на первых порах ошибочным, для нас важно отметить у поэта постоянное желание, волю к подвигу, готовность свершить его во что бы ни стало, а если нужно — «сжечь себя дотла». В 1908 году Блок характеризовал свои «Стихи о Прекрасной Даме» как «те СНЫ и туманы, с которыми борется душа, чтобы получить право на жизнь».