Конрад Валленрод во многом напоминает «байронического» героя. Он одинок, мрачен, таинствен. Но именно к нему применимы слова из поэмы: «Не был счастлив в семье, Так как не было счастья в отчизне». Это герой-бунтарь, человек, который не боится бросить вызов самому Богу. Видя, как страдает его народ, Конрад возлагает ответственность за это на Бога как творца мира и его правителя. Как и в «Гражине», действие поэмы разворачивается в эпоху войн с крестоносцами. Однако содержание произведения перекликается с современностью, в частности,
с политической ситуацией в России и Польше. Поражение восстания декабристов доказывало ошибочность намерений польского революционного дворянства сокрушить мощь царской России собственными силами без привлечения народных масс. В «Конраде Валленроде» прославляются героические деяния и патриотический долг перед родиной. Интересно, что эпиграф поэмы указывает на «два рода борьбы. надо поэтому быть лисицей и львом». Это означает: уметь хитрить, выжидать, осторожничать, как лиса, если нужно — обманывать и уметь бороться, как лев, — честно, прямо, смело. Польским революционерам пришлось применять
«лисью» тактику, то есть стать заговорщиками. А как же в таком случае быть с нравственностью, с этикой? Ведь польское дворянство присягало на верность царю, потому что он был коронованным королем Польши. Политические проблемы тесно переплетаются с проблемами этическими. Главный герой поэмы, Конрад поставлен перед сложным выбором. Человек чести, он с трудом решается на «лисий» путь. Его прямой и честной натуре претит ложь и коварство. Конрад Валленрод спасает Литву, но ценой невыразимых мук и сомнений. Происходит трагическое столкновение долга и чувства — герой отказывается от личного счастья. Наконец, на алтарь свободы и независимости своей родины он приносит последнее — собственную жизнь. Поэма получила широкий политический резонанс, молодежь увидела в ней призыв к восстанию. Но передовая общественность обратила внимание на ошибочность избранного Конрадом пути. В своей борьбе Конрад одинок. Он сражается за народ, но без народа. Счастье и свободу нельзя завоевать таким путем.
(
1 votes, average:
5,00 out of 5)