Мое понимание понятий «байронизм» и «байронический герой»
И вслед за ним, как моря шум, от нас умчался гений, властитель наших дум. Исчез, оплаканный свободой. А. С. Пушкин. Надо иметь силу подняться над собственными физическими недостатками, которые есть у каждого человека. Так, как Байрон, который, бывши хромым, мог переплывать проток между Пелопоннесом и Передней Азией. Надо иметь силу подняться над собственными страхами, которые тоже есть у каждого человека. Противостоять ужасу смерти, который охватывает человека и побуждает ее сидеть тихо и терпеть. Страха перед битвой, который заставляет бросать
Надо иметь силу выдержать страшную одинокость, на которую тебя обречет окружение и измену близких, и клеветы, и судебные иски, и все это будет расплатой за то, что ты не такой.
Байронизм — это еще и бессильное уныние. Та самая жизнь, которой пропагандировали «энциклопедисты» как справедливое и естественное, став действительностью, имело вид злой пародии на «царство свободы». Оно только прибавило к уже существующим конфликтам и несправедливостям новые — не менее жестокие и негуманные. Сама история оказалась такой, что ум не имел ни одного шанса повлиять на нее. Итак, человек выпялился жалкой игрушкой сил, преисполненных тайн. Сам Байрон и его корсары и чайльд-гарольды не верили в общественный прогресс. Они не доверяли науке и промышленности, подозревая в них те самые иррациональные, а может, и адские силы, которые просто приведут человека к новым несчастьям и пытке. Они видели, как духовно опустошает личность под давлением «золотой теленка». А что эти же самые процессы проходили не только в Англии, а повсеместно, то герои и их творец были преисполнены отчаяния, «мировой скорби». Они видели себя пленниками страшного мира, который лежит во зле. Здесь был террор золота, давление неотвратимой и злой судьбы.
Борьба против этих фатальных сил была целиком бесперспективной, так как человеческих сил не хватило бы на свержение этого строя. А если бы и хватило, то где гарантия, что победа не принесет новых бессмысленных несчастий? Тем не менее, и сидеть в муторном ожидании «освободительницы», которая взмахом разорвет круг бесконечных однообразных дней, ни Байрон, ни его герои не могли. Это были герои, которые шли на бой под лозунгом «Воля или смерть!», не надеясь на победу.
— Но смерть в борбе была такая знаменитая!
Миг самой гибели был просто одним мигом из жизнь, преисполненной отваги, силы, которые нашли себе врага, перед которым без сопротивления покоряют другие. Это и есть «байронизм».
Стих Байрона «Прометей» впервые был напечатан 1816 года. Стих Байрона не является вариацией на тему трагедии Эсхила или мифа о Прометея. Как и во всей лирике романтического английского поэта на первое место выдвинутые личные переживания и мысли лирического героя, вызванные образом титана Прометея, его подвигом у имени человечества. Стих Байрона, который состоит из трех частей, построенный как прямое обращение автора к титану Прометея. Оно преисполненное увлечение, сочувствие и понимание. Страдание Прометея, его стойкость в испытаниях Судьбой, достоинство, с которым он несет свой крест, — все это делает титана более близким к простым смертным, чем к Богам, которые суровые и беспощадные к человеку, равнодушные к ее страданиям. «Бездушью неб», ненависти, которая властвует на земле, Прометей противопоставил доброту. В этом и заключается его «преступление», за который он обречен на страшные мучения.
Чем не Победа — Смерть его? — такими строками заканчивает поэт свои раздумья о богоборце Прометея, который воплотил в себе лучшие черты человека: доброту, готовность к подвигу и самопожертвованию во именя людей, стойкость в борьбе, достоинство и гордость. Прометей своей судьбой показал людям их длинный и тяжелый путь к счастью. А самая борьба за него на много столетий станет содержанием и значением их жизни.